Астрология в современном мире: псевдорелигия или псевдонаука?

Елатомцев Кирилл, студент подготовительного курса Тамбовской духовной семинарии,
Грудинина Е.В., кандидат филологических наук, проректор по научной работе Тамбовской духовной семинарии

Аннотация: В статье представлен анализ истории происхождения и современного состояния астрологического учения с точки зрения науки и православного вероучения. Авторы обосновывают двойственную природу астрологии, которая в разные периоды развития цивилизации стремилась ассимилироваться с естественнонаучным, гуманитарным знанием, а также обрести статус самостоятельного религиозного или мистического учения. На современном этапе адепты астрологии, используя предметную область гуманитарных наук (психологии и социологии), развивают практическую деятельность, оказывая негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества.

Ключевые слова: астрология, лжеучение, наука, религия, духовная опасность.

Elatomtsev Kirill, preparatory year student of Tambov Theological Seminary,

Grudinina E.V., candidate of philological sciences, vice-rector for research of Tambov Theological Seminary

Astrology in the modern world: pseudoreligion or pseudoscience?

Abstract: The article presents an analysis of the history of the origin and the current state of astrological doctrine from the point of view of science and Orthodox doctrine. The authors substantiate the dual nature of astrology, which in different periods of civilization sought to assimilate with natural science, humanitarian knowledge, as well as to acquire the status of an independent religious or mystical teachings. At the present stage, adepts of astrology, using the subject area of Humanities (psychology and sociology), develop practical activities, having a negative impact on the spiritual and moral state of society.

Keywords: astrology, false teaching, science, religion, spiritual danger.

Астрология в контексте XXI века – сложное явление, совмещающее в себе астрологическое учение в общем виде, совокупность конкретных трудов античности и средневековья, а также ряд современных работ мистического, «сокровенного» характера, главный посыл которых – научить человека тайнам Вселенной, которые могут открыть для посвященного новые горизонты познания.

Астрология как особая сфера научного знания была широко распространена в Древнем мире: Египте, Китае, Греции, Римской империи, Ассирии, Халдее. Фундаментальным трудом, содержащим основные положения данного учения, явился трактат Птолемея «Тетрабиблиос» (II в. н.э.). В Европе астрология развивалась больше в математическом аспекте, так как ее адепты стремились обосновать научный характер этого знания. Наиболее известные астрологи – Мишель де Нострдам (Нострадамус), Иоганн Кеплер, Морен де Вильфранш.

Можно выделить три этапа развития астрологии: как античная пранаука о Космосе (в дальнейшем разделившаяся на науку астрономию и оккультную паранауку астрологию), как мистическо-прогностический инструмент в эпоху средневековья и, на современном этапе, как философско-психологическая практика, имеющая некоторые общие черты с религией.

Рассмотрим подробнее религиозные аспекты астрологического учения. На первоначальном этапе (например, в Древнем Египте и Месопотамии) оно представляло собой «обоженный» календарь: на глиняных табличках и саркофагах1 сохранились схематические изображения Сириуса и иных звезд на небе, привязанные к определенным месяцам. Как писал Ван-дер-Варден, такие календари предназначались для передачи потомкам знания о том, когда будет происходить разлив Нила, а для Египта это было крайне важно, потому что от данного фактора зависел весь урожай, следовательно, судьба всего народа2.

С течением времени в религиозном отношении эти календари стали восприниматься как руководство к познанию звезд, как своеобразное «откровение», и усилиями древних ученых стала совершенствоваться стереометрическая и математическая области этого знания. Однако постепенно астрология все более приобретает черты религиозного учения: в дополнение к астрологическому календарю возникает целый пласт псевдонаучной литературы, разнообразно и подчас противоречиво описывающей воздействие звезд на жизнь человека и Вселенной. В настоящее время астрология все больше усиливает свою практическую направленность, во многом заимствуя методологию и терминологию некоторых гуманитарных наук (психологии, социологии) и религиозных учений. При этом важно подчеркнуть отсутствие единой понятийной и теоретической базы не только у различных «астрологических школ», но и в работах одного автора, а также отсутствие преемственности и логики в изложении авторских концепций. Такие современные авторы, как Авессалом Подводный, Павел Глоба, Тамара Глоба, публикуют серии книг по астрологии, в которых доминируют субъективные представления и выводы на основе непроверенных фактов.

Белорусский священник Александр Шимбалев, имеющий степень кандидата наук по астрономии, изучал документы организации П. Глобы – «Авестийской Республиканской Белорусской Ассоциации». В одном интервью корреспонденту «Белорусской деловой газеты» ее глава высказался о том, что зороастризм стал его религией: «…я несколько раз ездил в Индию и на Памир, где сохранились общины зороастрийцев. Принял зороастрийскую веру – веру моих предков… Зороастрия – моя религия…»3. Но при этом в уставе организации прописана информация о том, что одной из ее задач является возрождение культа предков. Среди основных задач, указанных в уставе, – «проведение исследований в области древних авестийских традиций и использование полученных результатов в учебно-методических целях» (п. 2.2). Образцом подобных исследований служит «Календарь древних ариев» П. Глобы, на 10-й странице которого содержатся следующие рекомендации: «Нужно не упустить это время – первую десятидневку, во время которой можно получить соприкосновение с колесом жизни. Иначе потом 360 дней придется терпеть. Особенно это важно для тех, у кого сильное Солнце. В этот месяц воскресают первопредки всего сущего и можно получить Благодать, силу от них, а можно на целый год остаться без нее. Заметьте, что в это время земля пропитана какими-то соками, как будто идет гигантская сила, энергия. Некоторые не знают, что делать с этой пробудившейся энергией предков, а нужно вступать с ней в контакт и получать благодатную силу. Нужно молиться за усопших предков, и не только за людей, но и за предков Огня, Земли, Воздуха, Воды, растений, животных – всех, которые были»4. Таким образом, начинают сближаться целевые установки астрологических школ и неоязыческих общин, которые, как известно, приобретают определенную популярность у некоторой части современного общества.

Признание зависимости судеб людей и мира в целом от расположения и взаимодействия звезд, по сути, является одной из форм многобожия. Поэтому языческую природу астрологии с древних времен осуждали пророки народа иудейского (например, пророк Иеремия), ее адептов обличали святые отцы Церкви – святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Грек. О духовной опасности астрологии для христианина, первой добродетелью которого должно быть самоукорение и осознание собственной греховности, преподобный Максим Грек писал: «Кто может быть признан наиболее чуждым и враждебным Богу и нам, как не те, которые утверждают и учат, что от влияния планет, зодиака и колеса счастья зависят и происходят все наши помыслы, и дела, и желания, и обстоятельства? Они не только лишают нас дара самовластия, коим мы были почтены Создателем нашим, по которому признаемся быть созданными по образу и подобию Божию, но еще оказываются весьма безбожно и по-бесовски хулящими Самого Того, Который есть высочайшая правда и благость, признавая Его несправедливым и Творцом злых творений»5.

«Весомый» аргумент в пользу своего учения астрологи усматривают в библейском событии – явлении Вифлеемской звезды, указавшей место Рождества Спасителя. Они предприняли попытку доказать, что их учение не только не противоречит христианству, но и является едва ли не его частью. Исчерпывающий ответ на подобные заявления дал еще святитель Григорий Богослов († 389): «Не упоминай мне о великой славе Христовой – звезде-благовестнице, которая с востока путеводила волхвов в тот город, где воссиял Христос – безлетный Сын смертного рода! Она не из числа тех, истолкователями которых астрологи, но необыкновенная и не являвшаяся прежде сего, а замеченная в еврейских книгах. <…> И в то именно время, как вместе с небожителями поклонились Царю астрологи, отпало у них попечение о своем искусстве»6. Таким образом, святитель Григорий прямо говорит, что Православие не поддерживает это ложное дохристианское учение и что язычники-волхвы обрели в Спасителе то откровение, которое по заблуждению искали в звездах.

Наглядным примером несостоятельности астрологии как части естественнонаучной области знаний может служить история введения в гороскоп так называемого 13-го знака зодиака – Змееносца, который упоминается в различных источниках не ранее XX века. В конце 1920-х годов Международный астрономический союз пересмотрел понятие созвездия, определив его как участок небесной сферы между границами, проведенными по небесным параллелям и меридианам. В итоге деление на 12 получалось с остатком, попавшим на то самое созвездие Змееносца, признанное в 1931 году. Таким образом, раньше созвездием называли эклиптику (траекторию движения Солнца), поделенную на 12 равных частей, теперь же вместо традиционного простого понятия о зодиакальном круге появилось более точное. Вслед за этим был введен дополнительный знак, и отдельные астрологи стали «вплетать» Змееносца в свои новые прогнозы.

Однако 13-й знак, по сути, разрушает придуманное астрологами гармоничное сочетание в зодиакальном круге четырех стихий (огня, воды, земли и воздуха), на каждую из которых приходится по три созвездия. С введением этого знака происходит смещение в датах, ограничивающих влияние других созвездий. Так, например, человек, рожденный 30 июля, при традиционной зодиакальной системе находился под влиянием знака Льва и огненной стихии. А с добавлением знака Змееносца дата его рождения перемещается в знак Рака, которому покровительствует стихия воды. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: люди, находившие свойственные им черты в описании знака Льва (открытость, активность, стремление завоевать внимание окружающих), теперь должны усмотреть в себе прямо противоположные качества Рака (мечтательность, внутренняя сосредоточенность, склонность к религии и мистике). К тому же остается неопределенной принадлежность самого 13-го зодиакального знака к какой-либо из стихий. Следовательно, «психологический аспект» астрологии также не выдержал проверку временем.

Из выявленных противоречий следует закономерный вывод о том, что астрология не имеет самостоятельного объекта изучения, а также универсальной научной методологии, цели и задачи ее не направлены на получение конкретного теоретического или практического результата, вследствие чего она не может быть признана наукой. Поэтому астрологи, опираясь на теоретическую базу астрономии, вынуждены переписывать свое «учение» вслед за важными научными открытиями. Эти обстоятельства становятся слишком заметными из-за внутренних противоречий, так как не все сообщество «пророков-звездочетов» готово воспринимать новации. В итоге получается несоответствие: например, 13-й знак зодиака на солнечной эклиптике (плоскости внутри орбиты) действительно существует, но его отказывается признавать часть сообщества астрологов, несмотря на то что положение созвездия Змееносца определено математически точно.

Безусловно, в науке имеют место заблуждения и ошибки, которые в дальнейшем ее развитии преодолеваются благодаря усилиям следующего поколения ученых. Так, ошибочное представление о природе радиоактивных веществ, стоившее жизни двум поколениям ученых Складовских-Кюри, было в полной мере скомпенсировано дальнейшим развитием ядерной физики и химии: были подробно исследованы свойства радиоактивных элементов и разработаны соответствующие меры безопасности при использовании этих веществ. Подобной преемственности научной мысли не наблюдается в астрологии: каждый «пророк» стремится создать свою картину будущего, часто идущую вразрез с предсказаниями его коллег и предшественников. Достаточно вспомнить конфликт между известными в нашей стране супругами-астрологами Тамарой и Павлом Глоба, в результате которого не только распалась их семья (казалось бы, предначертанная звездами), но и астрологические прогнозы, составляемые ими для одного и того же знака зодиака или на один и тот же день, существенно разнятся.

Наконец, претендуя на научность, астрология должна располагать универсальной методологией и системой координат, в которую будут закономерно вписываться все новые явления, неизвестные ранее. Так, например, открытый российским ученым Д.И. Менделеевым периодический закон позволил разместить в его знаменитой таблице все открытые позже химические элементы, о которых сам ученый еще не знал, но мог прогнозировать их существование на основе выведенного им закона. Совершенно иначе обстоит дело с астрологией, прогностическая функция которой оказалась настолько слаба, что не смогла рассчитать естественную временную погрешность и учесть ее при создании учения о зодиакальном круге. В связи с этим неудивительно, что большинство предсказаний астрологов не исполняется либо их исполнение может быть связано с реализацией иных естественных закономерностей, не связанных с положением звезд и планет.

Не получив возможности интегрироваться с христианским вероучением и окончательно утратив позиции в сфере естественнонаучной, астрология в настоящее время все чаще обращается к гуманитарным наукам (социологии, психологии), стремясь образовать с ними тандем. Кроме того, астрологи активно включаются в общественную жизнь при содействии средств массовой информации (телевидение, коммерческие радиоканалы, интернет-сайты и блоги, популярные журналы и газеты), где для них нередко отводятся специальные рубрики. Так, например, в телепередаче «Давай поженимся» на «Первом канале» астрологи Василиса Володина и Тамара Глоба поочередно выступают в роли профессионального психолога-консультанта по вопросам семьи и брака. В своих рекомендациях они опираются на составленные ими индивидуальные гороскопы участников программы, прогнозируют различные варианты брачных союзов. При этом ни авторов программы, идущей на главном телеканале страны в прайм-тайм, ни ее ведущую, ни участников не беспокоит духовная сторона подобных советов. Астрологические прогнозы на неделю или месяц для представителей всех знаков зодиака являются неотъемлемой заключительной рубрикой многих популярных периодических изданий: «Домашний очаг», «Лиза», «Караван историй», «Теле-7» и др. Коммерческие развлекательные радиоканалы несколько раз за сутки передают краткие астропрогнозы на каждый день, которые в большинстве случаев либо лишены здравого смысла, либо являются общими местами. Несмотря на абсурдность и нелепость подаваемой в астрологических рубриках информации, ее постоянство и регулярность вырабатывают определенную привычку и даже потребность в ней у постоянных зрителей, слушателей и пользователей контента.

Наглядно эту особенность иллюстрирует опыт Бертрама Форера, который еще в 1948 году впервые провел психологический эксперимент с целью проверить эффект Барнума (утверждение о том, что человек склонен в большей степени доверять характеристике его личности, если убежден, что она сделана для него индивидуально). Студенты выполнили предложенный Форером тест с целью проведения психологического анализа их личностей. Однако вместо индивидуальной характеристики он выдал всем один и тот же текст с гороскопа. Затем исследователь попросил каждого студента оценить по пятибалльной шкале соответствие описания их личности. Средняя оценка, которую он получил, – 4,26. То есть участники эксперимента довольно высоко оценили эффективность «психологической диагностики», несмотря на абсурдность полученных результатов. Большинство из них признали наиболее точными характеристиками своей личности фразы: «Вы предпочитаете многообразие в жизни и начинаете скучать, если Вас ограничивают строгими правилами»; «Хотя у Вас и есть некоторые личные недостатки, Вы, как правило, умеете с ними справляться»; «Ваши надежды иногда бывают довольно нереалистичны» и т.п.7

Нередко у людей нерешительных, нуждающихся в поддержке или совете возникает своего рода зависимость от астрологических прогнозов, которые незаметно становятся главным руководством в их жизни, поскольку подобный путь значительно проще, чем обращение к духовному пастырю и постоянная борьба со своими пороками и страстями, и значительно дешевле, чем обращение к профессиональному психологу. Результатом такого псевдодуховного руководства становится утрата человеком потребности в богообщении, снижение уровня критической оценки информации и подчинение его воли внешним обстоятельствам и искусственно смоделированным другими людьми стратегиям поведения. Такие люди в дальнейшем могут легко стать объектом различных социальных и политических манипуляций.

Подводя итог проведенному анализу, следует сделать вывод о том, что астрология не может быть включена в систему современного научного знания, поскольку не имеет собственного объекта и предмета изучения, а также методологии. Среди религиозных учений она также не находит своего определенного места, оставаясь в ряду архаических политеистических верований, осуждаемых Православной Церковью. При этом астрология обладает высокой степенью ассимиляции и, используя предметную область гуманитарных наук (психологии и социологии), развивает практическую деятельность, оказывая негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества.

Примечания и библиографические ссылки

1. См.: Parker R.A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago: University of Chicago Press, 1950. P. 34.

2. См.: Ван-дер-Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991. C. 33.

3. Белорусская деловая газета. 1996. 26 февр. № 31.

4. Глоба П.П. Календарь древних ариев / Под ред. И.В. Махнач. Минск: Авестийская школа астрологии, 2013. С. 10.

5. Максим Грек, прп. Творения: В 3 ч. Ч. 2. М.: Изд-во СТСЛ, 1996. С. 232–233.

6. Григорий Богослов, свт. 5. О Промысле // Творения: В 2 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 18.

7. См.: Forer B.R. The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1949. Vol. 44 (1). C. 118-123.