Хассен С. Освобождение от психологического насилия. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

Заключение

МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ!

Надеюсь, что эта книга поможет вам понять, как действуют культы, использующие деструктивный контроль сознания. Еще важнее то, что она поможет вам перейти к решению конкретных вопросов, связанных с оказанием помощи людям, попавшим в подобные ситуации. Двадцатипятилетний опыт работы дает мне право говорить о безмерном горе и страдании, причиняемом деструктивными культами во всем мире. Я слишком хорошо представляю себе масштабы угрозы, которую контроль сознания несет людям всех возрастов, рас, религий, профессий, любого материального достатка и образования.

Когда кто-то подвергается контролю сознания, результаты ощущают и родственники, и друзья. Это воздействие распространяется волнами, как круги по воде. Если культ поручает своему адепту обращать в новую веру как можно больше людей, могут оказаться задеты коллеги по работе и однокашники. Усилия врачей, психологов, терапистов, других помогающих специалистов и духовенства будут пропадать понапрасну, если их подопечный вошел в группу, внушающую фобии против медицинского, психотерапевтического и религиозного "истеблишмента". Жертвами культов становятся случайные люди, как в случае с террористическими актами, устроенными группой Аум Синрике. Вполне возможно, что массовое распространение биологического террора со стороны культов - это лишь вопрос времени. Однако мы продолжаем отрицать, что данная проблема касается всех нас. По-прежнему многие люди не осведомлены о том, как культы проявляют свое разрушительное влияние. В период, когда я ушел от мунистов, то есть в середине 1970-х годов, проблема культового контроля сознания была полностью скрыта завесой неведения. Многое было раскрыто за последние двадцать пять лет, - например, как культы внушают фобии, блокируя доступ ко многим инструментам, необходимым для самостоятельного мышления. К сожалению, знают об этом немногие. Как показали события в Вако, штат Техас, многие люди считают культистов фанатиками, психически неуравновешенными преступниками, с которыми надо обращаться с применением силы, а не с помощью понимания[1]. Большинство людей не в состоянии признать, что преобладающая часть тех, кто присоединяется к культам, отличаются незаурядным умом и способностями и только неистребимый идеализм делает их столь уязвимыми для пагубного влияния. Как все порядочные люди, они заслуживают уважения и внимательного обращения.

Никогда не забуду простой подарок - баночку лимонада от незнакомца, когда я в жаркий день продавал цветы на одной из улиц Нью-Йорка. Обратившись ко мне со словами добра и сострадания, он помог уничтожить привитую мне мунистами веру в то, что "внешний" мир злонамерен. Никогда не следует упускать возможность установить контакт с культистом, будь он вашим знакомым или посторонним человеком. Вдруг это поможет ему открыть дверь к свободе?

За последние десять лет больше, чем когда-либо прежде, мне доводилось сталкиваться со свидетельствами силы человеческого духа - с вышедшими из культов адептами с большим стажем. Быть может, другие старожилы хотят оставить свои группы, но не знают, как это сделать и куда идти. Возможно, их семьи порвали с ними, не понимая, что близкий человек находится под властью контроля сознания, и будучи оскорблены его поведением. Я уверен, что очень многие старожилы культов уйдут из своих групп в ту же минуту, как только у них появится практически осуществимая альтернатива в виде работы и жилья. Воссоединение с обществом особенно трудно для тех, кто пребывает в культе на протяжении десятилетий. Программы помощи нуждающимся и программы профессиональной подготовки, организованные гражданской организацией или церковью, могли бы в громадной степени изменить жизнь человека после сверхпродолжительного пребывания в культе.

Я уверен, что бывшие адепты способны, в свою очередь, внести важный вклад в преодоление глубокого невежества, которое окружает культы, применяющие деструктивный контроль сознания. Будучи сам бывшим культистом, я настоятельно прошу их поддержать меня ради личного и общественного блага. Не стойте в стороне! Вы только представьте, каким неоценимым подспорьем в борьбе с культами стали бы открытые выступления тысяч бывших участников этих организаций, чье мнение основано на собственном опыте и оформлено в четкую позицию. Они в состоянии разоблачить невежество тех людей, которые периодически пытаются навязать публике стереотип отрицательного отношения к участникам культов. Подобные акции помогут спасти не одну жизнь. Вербальное и физическое насилие в отношении культистов со стороны людей, не знакомых с контролем сознания, слишком широко распространено и, к сожалению, способно только подкрепить веру в злонамеренность и порочность внешнего мира. Тут есть и дополнительная польза. Выступая с рассказами о пережитом, бывшие участники культов могут преодолеть остаточное чувство стыда или замешательства. Высказаться по данному вопросу во всеуслышание следует семьям, друзьям и всем компетентным гражданам.

"Очищение" и смена аттитюдов потребует времени, но я верю, что для оптимизма есть основания. На рубеже тысячелетий, овеянном многочисленными пророчествами и ожиданиями, информация об опасности крупномасштабной деятельности деструктивных культов будет более чем полезна. Я надеюсь, что мои действия и призывы к борьбе против деструктивного контроля сознания и связанных с ним предрассудков, будут способствовать тому, что это новое тысячелетие станет новой эпохой свободы и терпимости. Хотелось бы верить, что и ваше знакомство с этой книгой поможет наступлению этой эпохи.

В заключение я позволю себе высказать несколько пожеланий новому тысячелетию. В ближайшие годы я хотел бы видеть, как некоммерческий Институт свободы сознания (Freedom of Mind Institute) получает финансирование, достаточное для исполнения некоторых из этих пожеланий.

АКТИВНОСТЬ ВО ИМЯ СВОБОДЫ СОЗНАНИЯ

Я хотел бы видеть, как все большее количество людей, в особенности бывшие культисты, их друзья и семьи, откликаются на призыв и создают собственные сообщества. "Мыслить глобально, действовать локально" - вот каким должен быть их главный девиз.

ГРУППЫ МЕСТНЫХ АКТИВИСТОВ

В каждом городе должна быть группа активистов со своим сайтом (где помещается, помимо всего прочего, список культов, особенно активных на данной территории) и местным телефонным номером с горячей линией. Основной сферой деятельности активистов предполагается организация ежемесячных встреч групп поддержки бывших участников культов и людей, пытающихся освободить своих близких. Самые опытные бывшие культисты и их семьи были бы наиболее важными ресурсами такой группы. С их знанием и опытом они могут давать собравшимся советы, как поддерживать и вызволять близкого человека, оказавшегося в культе, как работать в команде стратегического взаимодействия и т.д. Подобные встречи будут также способствовать обмену опытом между заинтересованными людьми. Если же те или иные активисты желают остаться анонимными, они могут помогать частным образом, например давая советы через Интернет или предоставляя финансовую помощь тем, кто в этом нуждается.

МЕСТНОЕ БЮРО ПОИСКА ПРОПАВШИХ ЛЮДЕЙ

В некоторых культах, вроде "Собратьев" (The Brethren), адептов могут увезти в другой город или страну, вследствие чего семьи оказываются не в состоянии их найти. Хотелось бы видеть в каждом городе систему распространения объявлений о пропавших людях с фотографиями и наиболее существенной информацией о них. Если о чьем-то близком человеке известно, что он находится в каком-то конкретном городе, местные активисты должны помочь определить его точное местонахождение и сделать попытку установить с ним контакт, например, посещая культовый семинар.

Группы активистов могут прибегать к помощи местной полиции, а также медицинских, общественных и религиозных организаций. Один из проектов Института свободы сознания будет нацелен на координацию усилий групп активистов, пытающихся определить местонахождение пропавших людей, в отношении которых имеется подозрение, что они оказались в культе. Другой будущий проект - обучение активистов подходу стратегического взаимодействия. Если вы хотите основать группу активистов в своей общине, необходимо связаться с аналогичными объединениями либо через Интернет, либо обратившись за справками в Институт.

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Я считаю, что правительство должно уделять гораздо больше внимания защите граждан - как самих адептов, так и всех остальных - от влияния культов, применяющих деструктивный контроль сознания[2].

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

В качестве первого шага хотелось бы видеть правительственное агентство, созданное для полномочного приема жалоб на все виды общественных некоммерческих организаций. Я полагаю, что любое учреждение, извлекающее выгоду из статуса освобожденной от налогов организации, должно быть подотчетно в своей деятельности. Граждане не обязаны поддерживать организации, систематически практикующие обман и мошенничество, а также применяющие недозволенные техники манипулирования людьми. Если появляется возможность доказать, что данная группа обманула или ввела в заблуждение своих последователей и общественность, следует применить к ней штрафные санкции, например, лишить налоговых льгот. Если группа нарушает основные права человека в том виде, в каком они изложены во Всеобщей декларации ООН о правах человека, у нее не должно быть никаких привилегий. При наличии стабильного государственного субъекта, следящего за деятельностью любых некоммерческих организаций, деструктивные культовые группы были бы вынуждены менять свою политику, в противном случае рискуя потерять статус и деньги.

ПРОБЛЕМА ЛОББИРОВАНИЯ КУЛЬТОВ

Я полагаю, что крупные культы оказывают существенное политическое влияние с помощью лоббирования. Чтобы по-настоящему служить обществу, правительство должно контролировать и разоблачать подобную деятельность. Хотелось бы видеть конкретные результаты расследований, раскрывающие перед общественностью механизм влияния культовых групп на принятие или отклонение законов и других важных государственных решений.

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

За последние более чем сорок лет правительство и особенно ЦРУ провели огромное количество исследований, по большей части секретных, в области контроля сознания. Необходимо обнародовать отчеты об этих исследованиях. Избранным уполномоченным следует изучить характер выполненных экспериментов, а также их результаты и дать окончательный отчет гражданам страны о фактах, касающихся контроля сознания. Люди из военной разведки или ЦРУ должны представить общественности честный доклад о том, чего, по их мнению, можно и чего нельзя достичь с помощью контроля сознания.

УВЕЛИЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ "ГЛАСНЫХ" ИССЛЕДОВАНИЙ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Я хотел бы видеть больше исследований контроля сознания, финансируемых из федерального бюджета. Одна из требующих внимания проблем - это то, что я называю "эпидемиологией культов, осуществляющих контроль сознания". Контроль сознания может быть опасен для физического и психического здоровья человека точно так же, как курение, пьянство или ВИЧ-инфекция. К контролю сознания нужно относиться как к угрозе для здоровья, - каковой он, в сущности, и является, - проводя исследования темпов и географии его распространения не только в масштабах страны, но и в конкретных группах риска. Например, изучая университетские кампусы, можно задаться вопросом: сколько студентов состояли в культах или подвергались их влиянию? Если попытаться предсказать, то, похоже, цифры получились бы ужасающе высокие. Другая группа риска - пожилые люди.

КАМПАНИИ ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Опираясь на полученные данные, правительство могло бы начать кампанию за повышение осведомленности о культовой опасности, как это давно делается с курением, безопасным вождением автомобиля и алкоголем. Основной пафос кампании может быть следующим: "Думайте сами, берите на себя ответственность за свои действия. Помните: только вы сами в состоянии сохранить свое сознание свободным". Доски объявлений, радиоточки, телевидение и печатные издания, передающие или печатающие такое обращение, не только увеличили бы информированность людей, но и спасали бы многим из них жизнь. Мы пытались много лет назад предложить закон, согласно которому 18 ноября было бы объявлено Днем информации о культах в память о Лео Дж. Райане и сотнях других людей, погибших в Джонстауне. Возможно, нам следовало бы сделать новую попытку и назвать этот день Днем свободы сознания не только в память о причиненных культами страданиях, но и в честь нашей свободы[3].

СПЕЦИАЛИСТЫ В СФЕРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Психиатры, психологи, социальные работники, консультанты по психическому здоровью, консультанты по избавлению от наркомании и алкоголизма, специалисты по предотвращению самоубийств, социальные психологи, семейные тераписты...

Существует настоятельная потребность в новых исследованиях всех аспектов культового контроля сознания. Следует определить масштаб проблемы. Кроме того, необходимо оценить и усовершенствовать существующие методы лечения и разрабатывать и претворять в жизнь новые, например ПСВ и аналогичные ему. Финансирование этих исследований могло бы осуществляться как из государственных, так и из частных фондов.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Я предполагаю, что изучение стационарных больных в психиатрических больницах выявит существенный процент людей, побывавших в деструктивных культах. Исследование, которое подтвердило бы эту гипотезу, крайне необходимо, поскольку такие пациенты могут оказаться более восприимчивы к мыслям о самоубийстве, вызванным неизжитыми культовыми фобиями. По той же самой причине я хотел бы видеть исследование, посвященное самоубийствам и попыткам самоубийства с точки зрения их связи с причастностью к культовым группам. Было бы также полезно посмотреть, сколько заключенных подвергались контролю сознания в неблагополучных семьях, бандах или культах. Известно, что деструктивные культы активно вербуют заключенных и обращают их в свою веру. Эта проблема требует подробного расследования.

Возможно, что для демонстрации реальности контроля сознания одной из самых многообещающих областей научного исследования является оптическое изображение функционирующего мозга. Используя самые последние методы получения изображений, исследователи могли бы попробовать запечатлеть мозг человека, выполняющего какую-то конкретную задачу: а) находясь в культе; б) сразу после ухода из него; в) в результате консультирования и терапевтической реабилитации после пребывания в культе. Выявление пораженных участков мозга не только обеспечило бы точное доказательство силы контроля сознания, но могло бы также усовершенствовать методы терапии.

УТОЧНЕНИЕ ДИАГНОЗА И ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С КУЛЬТОВЫМ ПРОШЛЫМ

Беседуя с новым клиентом, профессионал должен всякий раз выяснять, не был ли он ранее связан с культом и не состоит ли в нем сейчас. Я нисколько не сомневаюсь, что большинство бывших и нынешних культистов не получают надлежащей психологической помощи. Многих подвергают необоснованному медикаментозному лечению, подкрепляя внушенную культом фобию, согласно которой они "сойдут с ума", если покинут культ.

Бывшие участники культов, особенно пережившие длительные состояния измененного сознания (например, годами медитировавшие по многу часов в день), должны пройти психологическое тестирование, включающее исследование по выявлению диссоциативного расстройства. Было бы интересно и в перспективе чрезвычайно полезно посмотреть, не пользовались ли люди с похожими симптомами (например, с головными болями и аурами, т.е. состояниями, предшествующими эпилептическому припадку) одними и теми же техниками медитирования. Такое знание можно применить для разработки более точных методов лечения.

Следует учредить как можно больше центров по образцу Веллспрингского реабилитационного центра, применяющего новаторские терапевтические подходы для помощи тем, в отношении кого осуществлялся контроль сознания. Я рекомендовал эту программу многим людям, которые впоследствии сообщали мне, что участие в ней принесло им громадную пользу[4].

ЦЕЛОСТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С КУЛЬТОВЫМ ПРОШЛЫМ

Я убежден, что целостные (холистические) подходы могут быть очень эффективными в помощи бывшим культистам. Музыкальная, массажная и арт-терапия, а также методы психодрамы могут быть в высшей степени полезны. Перечисленные виды терапии - это невербальные средства выражения эмоций, вызывающие особенно сильный эффект при высвобождении болезненных воспоминаний. Массажная терапия, помогающая человеку прочувствовать собственное тело, особенно целебна для людей, которых культы приучили отвергать свои ощущения или переживать состояния так называемого пребывания "вне тела". В руках квалифицированного практикующего врача пациенты могут научиться обращать внимание на то, что чувствует их тело, выявлять области напряжения и успешно расслаблять их. И опять-таки требуется исследование, оценивающее и обобщающее достоинства различных холистических терапий.

ОБУЧЕНИЕ ПОДХОДУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

При написании этой книги одна из моих целей состояла в том, чтобы обучить читателей основам ПСВ. В будущем я хотел бы видеть больше профессиональных специалистов по оказанию психологической помощи, подготовленных для проведения ПСВ, для чего я планирую устраивать семинары. Хотя я надеюсь заинтересовать всех профессиональных специалистов по оказанию психологической помощи, моя особая просьба обращена к бывшим членам культов. Те, у кого есть хотя бы магистерская степень по консультированию, обладают идеальной подготовкой для консультирования с применением ПСВ. Не имеющие такой степени могли бы сделать себе полезную карьеру, пройдя соответствующее обучение. Любой человек, посвятивший себя подобной деятельности, несомненно, важен. Пройдя подготовку, консультанты могли бы создавать реабилитационные центры для бывших участников культов в каждом большом городе.

РЕЛИГИОЗНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ДУХОВЕНСТВО

Жизненно необходимо, чтобы каждое крупное религиозное учреждение было готово активно участвовать в борьбе за свободу сознания.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Лидерам законных конфессий следует учредить профилактические просветительские программы, а также программы консультирования, чтобы помочь тем, кому уже был причинен вред со стороны культов. В семинариях учебные планы должны включать курсы по консультированию людей, оказавшихся в группах, применяющих контроль сознания. Религиозные лидеры должны со всей определенностью высказываться против групп, порочащих религию. Например, они могут демонстрировать, как экстремистские библейские культы подрывают христианские принципы своими неумолимыми запретами, нетерпимостью и агрессивными акциями. Буддисты могли бы показать, как люди, подобные Фредерику Ленцу, заявлявшему, что медитация - это средство достижения денег и успеха, извращают истинную философию и практику буддизма.

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРОЗЕЛИТИЗМЕ

Хотелось бы видеть документ, созданный совместными усилиями религиозных лидеров, который бы излагал в общих чертах этические основы обращения в веру. Такой документ гарантировал бы любому человеку, интересующемуся какой-либо конкретной конфессией, предоставление полной информации о группе, данных о биографии ее лидеров и их квалификации, о ее общественном и моральном статусе, о ее составе и связях. Этот документ должен ясно давать понять, что повлечет за собой присоединение к группе (например, соблюдение постов, безбрачие) и каковы гарантии, что человек, пожелавший уйти из группы, не будет подвергаться преследованиям. Отказ того или иного объединения от участия в этой хартии был бы основанием для недоверия.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ПРАВОВЫМ ВОПРОСАМ

Юридический закон обладает возможностями, которые делают его одним из наиболее эффективных инструментов изменения. Нам необходимо использовать и при необходимости менять определенные аспекты существующей системы правосудия, чтобы защитить людей от культов, применяющих деструктивный контроль сознания, и добиваться наказания в случае причинения кому-либо ущерба.

КУЛЬТЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ПРАВОВУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ

Было бы неплохо провести ряд конференций, в ходе которых адвокаты и судьи выяснили бы наконец, укладывается ли конкретная культовая практика в рамки закона. Я очень надеюсь, что в конечном счете какое-нибудь из дел, связанных с культами, достигнет Верховного Суда, который установит новый юридический прецедент, касающийся культовых методов контроля сознания. Но такое судебное дело с вынесением окончательного решения Верховного Суда, постановляющего, что же фактически составляет контроль сознания, например, является ли при этом необходимым физическое принуждение, еще впереди. Еще нигде не было юридически зафиксировано, высказывается ли подавляющее большинство экспертов в данной области в пользу того, что контроль сознания существует. Пока этого не произойдет, вопрос о том, соответствует ли теория контроля сознания критериям Верховного Суда США, предъявляемым к экспертным доказательствам, не будет полностью разрешен. Тем не менее юристы могут и сейчас работать с семьями и бывшими культистами, разрабатывая действенные юридические способы разоблачения правонарушений со стороны культов.

НОВЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕРЫ И ПРОЦЕДУРЫ

Судьи могли бы заново продумать, каким образом юридическая система должна преследовать членов культов в судебном порядке. Ведь они могли совершать преступления, находясь под влиянием контроля сознания (см. не раз упомянутый в книге случай с Патти Херст).

В тех случаях, когда физическое или психическое здоровье культистов находится под угрозой, мне хотелось бы видеть наличие конкретного юридического инструмента, позволяющего семьям получать доступ к своим близким с целью медицинской оценки их состояния.

УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Все мы можем научиться использовать юридическую систему, чтобы заставить культы отвечать за свои действия. Например, деятельность любой организации, занимающейся бизнесом, регламентируется федеральным и местным законодательством, требующим определенного минимума заработной платы, стандартных условий труда и рабочих часов. Существуют общественные организации, такие, как Институт исследования групп Черила Ларсена (Cheryl Larsen, www.groupresearch.oig), привлекающие внимание к сомнительным действиям культов, вроде невыполнения обязательств по вознаграждению труда адептов, занятых на принадлежащем культу предприятии; отказов платить налоги и утаивания финансовых отчетов. Можно обратиться в офис министра юстиции и генерального прокурора или зарегистрировать жалобу в Комитете по улучшению бизнеса. Позаботьтесь о том, чтобы вас предупредили заранее на тот случай, если вы не хотите, чтобы ваше имя фигурировало в судебном протоколе.

ФОНД ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Некоторые культы преследуют своих бывших участников и активистов антикультового движения в судебном порядке, создавая атмосферу страха. Следует организовать фонд юридической защиты, чтобы поддержать тех людей, у которых хватает мужества бросить вызов деструктивным группам. Адвокаты, имеющие необходимые знания о проблемах, связанных с культовым контролем сознания, могли бы браться за подобные дела только на условиях гонорара, предусмотренного для непредвиденных случаев (обычно 30% от того, что определено решением о возмещении убытков), чтобы бывшие члены культов, не имеющие денег, могли пользоваться защитными юридическими механизмами. Сайт FACTNet.org создал огромную базу данных в помощь адвокатам, занятым в судебных процессах против сайентологов. Некоторые адвокаты с опытом в этой области готовы работать на общественных началах в дополнение к своей оплачиваемой работе.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Представители средств массовой информации традиционно выполняют жизненно важную функцию глашатая правды - раскрывают главные социальные проблемы и разоблачают политическую несправедливость. Они не только воспитывают людей, но могут и побудить их измениться в личном и социальном плане.

БОЛЕЕ ГЛУБОКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ

Более, чем любое другое учреждение, средства массовой информации способны внести позитивный вклад в представления о культах, и могут действительно предупредить людей об опасности вступления в подобную организацию. К сожалению, в последние годы средства массовой информации, похоже, сосредоточиваются больше на прибыли, на том, что можно выгодно продать, и меньше на том, что имеет социальное значение. В частности, они, похоже, сознательно избегают репортажей о культах, замеченных в сомнительной деятельности, разбирательства с которыми приводят к дорогостоящим тяжбам и длительным судебным процессам.

Существуют, впрочем, некоторые положительные исключения. В 1991 г. журнал "Тайм" опубликовал в качестве центральной темы номера статью под названием "Сайентология: Культ алчности"[5]. Сайентологи подали на "Тайм" в суд и, в конечном счете, проиграли, когда выяснилось, что Ричард Бехар ответственно выполнил работу репортера. "Нью-Йорк Таймс" поместила большие репортажи о правонарушениях, допущенных несколькими культовыми группами. Крупные телевизионные программы, такие, как "60 минут", "Дэйтлайн" и "20/20", также дали целый ряд историй о различных культовых группах. Когда произошел взрыв в Оклахома-сити, лагерь Дэвида Кореша в Вако был в осаде, и тридцать девять членов Врат Небес совершили самоубийство, печать освещала эти события очень интенсивно.

Главная претензия к средствам массовой информации заключается в том, что они чересчур сосредотачиваются на эксцентричных верованиях конкретных групп и почти не уделяют внимания техникам принудительного контроля сознания. Репортажи и очерки, как правило, фокусируются на содержании методов и верований тех или иных культов и не углубляются в выяснение парадокса, каким образом умным образованным людям внушается вера в самые фантастические вещи. Я подозреваю, что одна из причин такого невнимания заключается в стремлении рекламодателей, в свою очередь использующих техники психологического влияния, не выдавать собственные секреты.

Буквально ежедневно где-нибудь в мире сообщается об очередной истории, связанной с деятельностью культа. Несомненно, в новом столетии таких сообщений будет гораздо больше. Хотелось бы надеяться, что средства массовой информации станут в ближайшем будущем главной силой, задействованной в просвещении граждан относительно социальных и психологических методов влияния, которые применяются культовыми группами.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Все, что способно нанести вред, может служить делу исцеления. Знание о способах влияния на людей, в случае ответственного и осмотрительного использования, может послужить сохранению и усилению свободной воли, развитию индивидуальности и уникальности человека. Надеюсь, что эта книга дала читателям такое знание и воодушевила на его использование в решении конкретных проблем. Иногда я чувствую себя Давидом, борющимся против Голиафа с помощью разума и веры, заменившими пращу. Я вижу, что точно так же поступают и многие другие, отстаивающие свою свободу и работающие на общее благо. Бывшие культисты, их семьи и друзья нередко борются на индивидуальном, частном уровне с богатыми, мощными, многонациональными деструктивными группами, обладающими могучим влиянием в самых высоких кругах. Теперь, получив поддержку в виде новых технологий, гигант становится еще больше. Контроль сознания привел к новому виду империалистической власти - покорению народов не только ради физических и природных ресурсов их стран, но и ради контроля над их умами. В новом тысячелетии настоятельно необходимо, чтобы все объединили свои усилия для защиты самых драгоценных человеческих ресурсов - нашего сознания.

 

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

БИБЛИОГРАФИЯ

Здесь даны ссылки только для первоначальной ориентации в антикультовых сайтах, в действительности их значительно больше, особенно на иностранных языках.

РУССКОЯЗЫЧНЫЕ САЙТЫ

Сайт психолога Евгения Волкова http://www.people.nnov.ru/volkov

Общественный экспертный совет содействия формированию здорового социально-психологического климата (Администрация Нижегородской области) http://Mo.sandy.ru/socio/public/rpec

Комитет по спасению молодежи (Москва) - http://info.sandy.ru/socio/public/youth

Информационно-консультативный Центр Иринея Лионского (Москва) http://iriney.vinchi.ru

 (первоначальный вариант сайта -http://info. sandy. ru/socio/public/iriney)

Петербургский Комитет защиты семьи и личностиhttp://info.sandy.ru/socio/public/comspb

Библиотека Законника: сектоведение - здесь находятся текст справочника "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера" и материалы журнала "Миссионерское обозрение" http://www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/sekt.html 

Анти-Свидетели Иеговы http://www.chat.ru/~antijw

 "Свидетелям Иеговы посвящается... " http://www.iegova.narod.ru

 Независимый совет по свободе совест, http://www.comch.ru/~freedomofjreligion

ЗАРУБЕЖНЫЕ САЙТЫ

FACTNet, крупнейший американский сервер по проблеме борьбы с тактиками насильственного воздействия на психику http://www.factnet.org

AFF (American Family Foundation, общественная организация, объединяющая ведущих специалистов по психологии деструктивных культов и помощи пострадавшим от психологического и духовного насилия) http://www.csj.org

Архив экс-культистов - свидетельства и материалы, собранные бывшими членами культов http://ex-cult.org

Trancenet - материалы о ТМ (Трансцендентальной Медитации) и многих других культах http://www.trancenet.oig

ОБЩАЯ

* Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия. - Перевод с англ. Волкова Е. Н., Волковой И. Н., неопубликованная рукопись. Оруэлл Дж. 1984. -Любое издание.

*Росс Дж. К., Лангоуш М. Д. Культы: что родители должны знать. - Пер. с англ. Волкова Е. Н., Волковой И. Н., неопубликованная рукопись.

*ХассэнС. Борьба с культовым контролем сознания. - Перевод с англ. Волкова Е. Н., Волковой И. Н., неопубликованная рукопись. Allen, Steve. Beloved Son: A Story of the Jesus Cults. Indianapolis, IN: The Bobbs-Merrill Company, 1982.

Andres, Rachel & Lane, James R., eds. Cults & Consequences: The Definitive Handbook. Los Angeles, CA: Jewish Federation of Greater Los Angeles, 1988.

Appel, Willa. Cults in America: Programmed for Paradise: NY: Holt Rinehart & Winston, 1983.

Conway, Flo & Siegelman, Jim. Snapping: Americans Epidemic of Sudden Personality Change. NY: Stillpoint Press, 1995.

 Hofy Terror. NY: Doubleday, 1982.

Hassan Steven. "Spiritual Responsibility and Cult Awareness". New Age Journal March/April. 1999.

Combatting Cult Mind Control. Rochester, VT: Park Street Press, 1988, 1990.

Hearst Patricia Campbell with Moscow, Alvin. Every Secret Thing. NY: Pinnacle Books, 1982. Hunter Edward. Brainwashing. NY: Far-rar, Straus & Cudahy, 1956.

 Huxley Aldous. Brave New World Revisited. NY: Harper & Brothers, 1958.

Kaminer, Wendy. I'm Dysfunctional, You're Dysfunctional: The Recovery Movement and Other Self Help Fashions. NY: Vintage Books, 1992.

Kamentsky Ellen. Hawking God: A Young Jewish Woman's Ordeal in Jews for Jesus. MA: Sapphire Press, 1992.

Kent Stephen A. & Krebs Theresa. Academic compromise in the social Scientific study of alternative religions, Nova Religio, Vol. 2 (1), October 1998.

Kramer Joel & Alstad Diana. The Guru Papers: Masks of Authoritarian Power. CA: North Atlantic Books, 1993.

 Mehta Gita. Karma Cola: Marketing the Mystic East. NY: Simon & Sinister, 1979.

Orwell George. Nineteen • Eighty-four. Middlesex, England: Penguin, 1954.

Patrick Ted with Dulack Tom. Let Our Children Go! NY: E. P. Dutton and Company, Inc., 1976.

Pressman Steven. Outrageous Betrayal: The Real Story of Werner Erhardfrom Est to Exile. NY: St. Martin's Press, 1993.

Randi James. The Faith Healers. NY: Prometheus Books, 1989.

Ross Joan & Langone Michael. Cults: What Parents Should Know. NJ: Lyle Stuart, 1989.

Rudin James & Rudin Marcia. Prison or Paradise? The New Religious Cults. Philadelphia, PA: Fortress Press, 1980.

Schecter Robert E. & Noycs Weaay L. Cultism on Campus: Commentaries and Guidelines for College and University Administrators. American Family Foundation, 1987.

Shirer William L. The Rise and Fall of the Third Reich. Greenwich, CN: Fawcett, 1960.

Singer Margaret & Lalich Janja. Cults in Our Midst. San Francisco, CA: Jossey-Bass 1997.

Crazy Therapies: What Are They? Do They Work? San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1996.

Sklar Dusty. Gods and Beasts: The Nazis and the Occult. NY: Thomas Y. Cowell, 1977.

Stoner CaroUe & Parke Joanne. All God's Children: The Cult Experience (Salvation and Slavery). NY: Penguin Books, Inc., 1979.

Storr Anthony. Feet of Clay: Saints, Sinners, and Madmen: a Study of Gurus. NY: The Free Press. 1997

Thomas Gordon. Journey into Madness: The True Story of Secret CIA Mind Control and Medical Abuse. NY: Bantam Books, 1989

WDber Ken. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion. NY: Broadway Books, 1999.

ПСИХОЛОГИЯ

Алман Б. М., Ламбру П. Т. Самогипноз: Руководство по изменению себя. М.: Независимая фирма "Класс", 1995. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998.

Белорусов В. А. Феномен "кодирова ния" // Журнал практического психо лога. 1998.

No 3. : Бергер П., ЛукманТ. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. Берне Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. М.: Вече, Персей, ACT, 1995.

Богатырева Е. Н. Психология обмана: преимущества и потери. СПб.: Лань, 1998.

Богданович В. Н. Как остаться здоровым, учась у гуру. СПб.: Издательский дом "Бельведер", 1995.

Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000.

No 1-2. Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997.

No 1. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996.

No3. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996.

No5. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996.

No 2. Волков Е. Н. Экология третьего тысячелетия // Журнал практического психолога. 2000. No 1-2. ГолдстейнМ., Голдстейн И. Ф. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. М.: Знание, 1984.

Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Знание, 1999.

Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ / Пер. с англ. Нижний Новгород: ИНГУ, 1995.

Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. 2-е изд., доп. /Пере-вод с англ. Е. Н. Волкова, И. Н. Волковой , неопубликованная рукопись. Доцевко Е. Л. Психология манипуляции. М., 1997.

Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во "РЭЙ", 1994. * Дуброу-Айхель С. Депрограммирова-ние: Исследование одного случая/Перевод с англ. Е. Н. Волкова, И. Н. Волковой, неопубликованная рукопись. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. No 1-2. Зимбардо Ф., Лянппе М. Социальное влияние. СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Исполатова Е. Н. Работа с личной историей как часть консультирования- о выходе // Журнал практического психолога. 2000. No 1-2. Кларк Д., Джиамбалво К, Джиамбалво Н., Гарви К., Лангоуни М. Д. Консультирование о выходе: практический обзор // Журнал практического психолога. 2000.

No1-2. Кондратьев Ф. В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых "конфессиональных" группах на современном социокультурном фоне // Журнал практического психолога. 1997.

No 4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Со-циодинамическая психиатрия. Новосибирск: Изд-во НГПУ. 1999.

Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.

Лебедев В. И. Общение с Богом или... М.: Политиздат, 1986. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

Мишель И. Культовая травма и исцеление (отрывки из магистерской диссертации) // Журнал практического психолога. 2000.

No 1-2. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

Покрасс М. Л. Залог возможности существования. Четвертая категория психологии. Самара: Издательский Дом "Бахрах", 1997.

Полшцук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. М.: Фоли-ум. 1997.

No1. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М.: Селена - , 1995.

Прокошшиш Р. А., Герасимов А. В., Ку-дешюва Н. Ю. Особенности динамики изменения личности у последователей псевдорелигиозных корпораций (Институт психологии РАН). - www: htpp: //www.psychol.ras.ra./conf/procop. htm Росс Л., Ннсбетг Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс. 1999.

Скородумов А. А Сектантство как социальное явление. Ч. I. История и современность; Ч. II. Философско-пси-хологический анализ. СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1995.

Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере внеконфессиальных течений). Дисс. на соискание степени канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1996.

Смит М. Как научиться говорить "нет". СПб.: ИК "Комплект", 1996.

Сырошггов О. Г. Тоталитарные секты и психическое здоровье нации // Журнал практического психолога. 1997.

No4. Тобнас М., Лалнч Дж. Терапевтические проблемы жертв культов (отрывки из книги "Плененные сердца, плененные умы") // Журнал практического психолога. 2000.

No 1-2. Тхостов А. Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1993.

No 1, 4. * Форд В. Реабилитация пострадавших от культовых отношений. Перевод Е. Н. и И. Н. Волковых. Рукопись. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.

Хассен С. Консультирование о выходе: Свобода без принуждения. Убеждения, лежащие в основе моего подхода (отрывки из книги "Борьба с культовым контролем сознания") // Журнал практического психолога. 2000.

No 1-2. Целиком В. В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997.

No 1. Целнкова В. В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журнал практического психолога. 1996.

No 5. Чалднни Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Мн., 1992. ЭкманП. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999.

Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.

 Addis M., et al. The Cult Clinic Helps Families in Crisis. Social Casework, The Journal of Contemporary Social Work, 1984.

Adomo T. W., Frenkei-Bnniswil Else, Levinson D. J. & Sanford R. N. The Authoritarian Personality. The American Jewish Committee, NY: Harper, 1950;

Norton Library, 1969.

Alman Brian & Lambrou Peter. Self-Hypnosis: The Complete Manual for Health and Self-Change. NY: Brunner/Mazel 1991.

American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition. Washington, D.C., 1994.

Anderson S. M. Identifying coercion and deception in social systems. ik Kilbourne's Scientific Research and the New Religions: Divergent Perspectives, edited by B. Kil-1 bourne. San Francisco, Pacific Division of the American Association for the Advancement of Science, 198S.

Anderson S. M. & Zimbardo Philip G. Resisting Mind Control, USA Today, November 1980.

Asch S. E. The doctrine of suggestion, prestige, and imitation in -social psychology. Psychology Rev. 55. 1948.

Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgements. In:: Harold Guetzkow, ed., Groups, leadership, and mn Pittsburgh, PA: Carnegie Press, 1951.

Social Psychology. NY: Prentice-Hall, 1952. Handler Richard & Grinder John. Patterns of the Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson, M.D. Cupertino, CA: Meta Publications, 1975.

Trance-Formations: Neuro-Linguistic Programming and the Structure of Hypnosis. CA: Real people Press. 1981.

BanduraA. Principles of Behavior Modification. NY: Holt Rinehart & Winston. 1969.

 Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. NY: Ballantine Books. 1972.

Brown J. A. C. Techniques of Persuasion. Middlesex, England: Pelican. 1963. Brown Daniel, Scheffin Alan & Hammond D. Corydon. Memory, Trauma Treatment and the Law. NY: W.W. Norton & Company. 1998.

Brown Daniel, Scheflin Alan & Whitfield C. L. Recovered memories: The current weight of the evidence in science and in the courts, Journal of Psychiatry & Law, 5- J 156, Spring 1999.

Brown Daniel & Scheffin Alan. The Interrelationship Between Factitious and Dissociative Disorders, Journal of Psychiatry & Law, in press. Brownfidd Charles A. The Brain Benders. NY: Exposition Press. 1972.

Boms David. Feeling Good; The New Mood Therapy, toon. 1999. -

Cialdini Robert B. Influence, - The New. Psychology of Modem Persuasion. NY: William Morrow' and Company, 1984.

Clark John G. We are all cultists at heart, Newsday, November 30, 1978.

Cults. Journal 'of the American Medical Association, Vol. 242, No 3, July 20, 1979.

Clark J. G., Langone M. D., Schccter R. E. & Da|y R. С. В. Destructive Cult Conversion: Theory. Research, and Treatment. American Family Foundation. 1981.

Conway Flo & Siegelman Jim. Information Disease: Have Cults Created a New Mental Illness? Science Digest. January 1982.

 Information disease: Effects of covert induction and deprogramming. Update. Vol. 10, No2, June 1986.

University study concludes mind control can cause lasting and damaging alterations of thought: University of Oregon researchers studied 400 former members of 48 cults, Cult Awareness Newsletter. December, 1985.

Cszikszentmihalyi Mihaly. Flow: The Psychology of Optimal Experience. NY: HarperCollins. 1991.

Dellinger R. Cults and Kids: A Study of Coercion. Nebraska: Boys Town, 1985.

Dennett Daniel C. Consciousness Explained. NY: Little Brown & Co. 1992.

Ditts Robert & Grinder John & Handler Richard, & Bander Leslie C., & Detozier Judith. Neuro-Linguistic Programming: The Structure of Subjective Experience. Vol. 1. Cupertino, CA: Meta Publications. 1980.

Elhil Jacques. Propaganda: The Formation of Men's Attitudes. NY: Alfred A. Knopf, 1965.

Engler Jack & Gofeman Daniel. The Consumer' Guide to Psychotherapy. NY: Simon and Schuster, 1992.

Erickson M. H. & Rossi Ernest, ets. The Collected Papers of Milton H. Erickson on Hypnosis. NY: Irvington. 1980.

Volume I: The Nature of Hypnosis and Suggestion; Volume II: Hypnotic Alteration of Sensory, Perceptual and Psychaphysiolagical Processes; Volume Ш: Hypnotic Investigation of Psychodynamic Processes; Volume IV: Innovative Hypnotherapy. Erickson Milton H., Rossi Ernest L. & Rossi Sheila I. Hypnotic Realities: The Induction of Clinical Hypnosis and Forms of Indirect Suggestion. NY: Irvington Publishers. 1976.

Farber I.E. & Harlow Harry F & West Louis Jolyon. Brainwashing, Conditioning, and ODD. Sociometry. Vol. 20 No4. December, 1957.

Festmger Leon, Rieken Henry W. & Schachter Stanley. When Prophecy Fails: A Social and Psychological Study of a Modem Group that Predicted the Destruction of the World. NY: Harper & Row. 1956.

Frank Jerome D. Persuasion and Healing. NY: Schoken Books. 1961.

Freud Sigmund. Group Psychology and the Analysis of the Ego. NY: W.W. Norton. 1959.

Fromm Erich. Escape from Freedom. NY: Avon Books. 1965.

Glass Leonard L. & Kirsch Michael A. & Parris Frederick N. Psychiatric disturbances associated with Erhard Seminars Training: A report of cases; Additional cases and theoretical considerations. American Journal of Psychiatry. March 1977 and November 1977. Goldberg Lorna & William. Group work with former cultists. Social Work. March 1982.

Gokffied Marvin R., & Merbaum Michael, eds. Behavior Change Through Self-Control. NY: Holt Rinehart & Winston. 1973.

Gordon David & Meyers-Anderson Mari-beth. Phoenix: Therapeutic Patterns of Milton H. Erickson. Cupertino, CA: Meta Publications. 1981. Greek Adrian & Anne. Mind Abuse by Cults and Others. Portland, OR: Positive Action Center. 1985.

Haley Jay. Uncommon Therapy: The Psychiatric Techniques of Milton H. Erickson, M.D. NY: Norton. 1973.

Halperin David, ed. Psychodynamic Perspectives on Religion, Sect and Cult. NY: John Wright. 1983.

Heller Randy K. Deprogramming for Do It Yourselfers: A Cure for the Common Cult. Medina, OH: Gentle Press. 1982.

Herman Judith M.D. Trauma and Recovery. NY: Basic Books. 1997.

Hersch Tom. The phenomenology of belief systems. Journal of Humanistic Psychology, Vol. 20. No2. 1980.

Hochmaa John. latrogenic symptoms associated with a therapy cult: Examination of an extinct "New Psychotherapy" with respect to psychiatric deterioration and "Brainwashing". Psychiatry, Vol. 47, 1984.

Hoffer Eric. The True Believer. NY: Harper & Row. 1951.

The Ordeal of Change. NY: Harper & Row. 1963.

Hunt Morton. The Story of Psychology. NY: Anchor Books. Doubleday, 1993.

Jung C. G. Psychology and Religion. New Haven, CT: Yale University Press. 1938. Key Wilson Bryan. Subliminal Seduction. NY: Signet Books. 1973.

Kaslow Florence & Sussman Marvin. Cults and the family. Marriage and Family Review, Vol. 4, Numbers 3&4. NY: The Haworth Press. 1982.

Keirsey David. Please Understand Me II: Temperament, Character, Intelligence. Prometheus Nemesis Book Co. 1998.

Kenrick Douglas T, Neuberg Steve L. & Cialdini Robert B. Social Psychology: Unraveling the Mystery. MA: Allyn and Bacon. 1999.

Kilbourne Brock ed. Scientific Research and New Religions: Divergent Perspectives. San Francisco, CA: Pacific Division of the American Association for the Advancement of Science. 1985.

Kilpatrick William Kirk. Psychological Seduction: The Failure of Modem Psychology. NY: Thomas Nelson Publishers. 1983.

Klienkc C. L. Compliance to requests made by gazing and touching experimenters in field settings. Journal of Experimental Social Psychology. 13. 1977.

LaBarre Weston. They Shall Take Up Serpents: The Psychology of the Southern Snake-Handling Cult. NY: Schoken Books. 1969.

Langone Michael, ed. Recovery from Cults. NY: W.W. Norton & Company. 1993.

Lankton Stephen R. & Lankton Carol H., The Answer Within: A Clinical Framework of Ericksonian Hypnotherapy. NY: Brunner/Mazel. 1983.

Leary Timothy. Neuropolitique. NE: Falcon Press. 1988.

Levine Saul. Radical Departures: Desperate Detours to Growing Up. San Diego, CA: Harcourt Brace Jovanovich. 1984

Levin Kurt. Frontiers in Group Dynamics: Concept, Method, and Reality in Social Science. Human Relation., 1947.

Lifton Robert Jay. Destroying the World to Save It: Aunt Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY: Metropolitan Books. 1999. Thought Reform and the Psychology of Totalism. NY: W.W. Norton and Company, Inc., 1961.

Lisman Michael & Tanenhaus Sara. Cults as Restrictive Groups: Assessing Individuals During Recruitment, Indoctrination and Departure. Unpublished manuscript. California State University. Sacramento. 1988. Machovec Frank J. Cults and Personality. IL: Charles C. Thomas. 1989.

Mahoney Michael J. & Thoreson Carl E. Self-Control: Power to the Person. Monterey, CA: Brooks/Cole Publishers. 1974.

Marks John. The Search for the Manchurian Candidate; The CIA and Mind Control. New York Times Books. 1979.

Martin Paul, Pile Lawrence, Burks Ron & Martin Stephen. Overcoming the Bondage of Victimization: A Rational/Empirical Defense of Thought Reform (a response to "Overcoming the Bondage of Victimization" by Bob and Gretchen Passantino" Cultic Studies Journal. 15 (2), 1998.

Martin Paul & Langone Michael, Dole Arthur & Wiltrout J. Post-cult symptoms as measured by the MCMI before and after residential treatment, " Cultic Studies Journal. 9. 1992.

McKay Matthew & Fanning Patrick. Self Esteem. St. Martins Mass Market Paperbacks. 1994.

Meerioo Joost A. Rape of the Mind. NY: Grosset & Dunlap. 1961. Milgram Stanley. Obedience to Authority. NY: Harper & Row. 1974.

Behavioral study of obedience. The Journal of Abnormal and Social Psychology. Vol. 67. No 4. 1963.

Miller Jesse S. The utilization of hypnotic techniques in religious cult conversion. Cultic Studies Journal. 3 (2). 1986.

Mithers Carol L. Therapy Gone Mad: The True Story of Hundreds of Patients and a Generation Betrayed. Reading, . MA: Addison-Wesley. 1994.

Morse Edwin L. & Julia C. Toward a Theory of Therapy with Cultic Victims, American Journal of Psychotherapy, Vol. XLI. No 4. October. 1987.

Mostache Harriet. Searching: Practices and Beliefs of the Religious Cults and Human Potential Groups. NY: Stravon Educational Press. 1983.

Northruo Bowen. Treating the Mind-Psychotherapy Faces A Stubborn Problem; Abuses by Therapists; Role Imparts Power That Is Easy to Misuse; Field is Tricky One to Regulate; The Damage a Victim Suffers, The Wall Street Journal. Vol. CCVIII. No85. Ofshe Richard & Waters Ethan. Making Monsters: False Memories, Psychotherapy and Sexual Hysteria. NY: Scribner. 1994.

Ofshe Richard & Singer Margaret. Attacks on peripheral versus central elements of self and the impact of thought reforming techniques, Cultic Studies Journal. Vol. 3. No 1. 1986.

Packard Vance. The Hidden Persuaders. NY: David McKay. 1965. Pinker Steven. How the Mind Works. NY: W.W. Norton & Company. 1999.

Randi James. Film Flam! Psychics, ESP, Unicorns and other Delusions. Buffalo, NY: Prometheus Books. 1986.

Reich Wilhelm. The Mass Psychology of Fascism. NY: Pocket Books. 1976.

Robbins Thomas & Anthony Dick, eds. In: Gods We Trust: New Patterns of Religious Pluralism in America. Transaction Press. 1990.

Rose Stephen. The Conscious Brain. NY: Vintage Books. 1976. Rosen R. D. Psychobabble. NY: Avon Books. 1975.

Rudin Marcia. Women, elderly, and children in religious cults. Cultic Studies Journal. 1 (1). 1984.

Sargent William. Battle for the Mind. London: Pan Books. 1951-1959.

The Unquiet Mind. London: Pan Books. 1967.

The Mind Possessed. Penguin Books. 1975.

Satir Virginia. Conjoint Family Therapy. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. 1964. Helping Families to Change. Hays, KS: The High Plains Comprehensive Community Mental Health Center. 1972.

Peoplemaking. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. 1972.

Schein Edgar with Schneier, Inge & Barker Curtis. Coercive Persuasion. NY: W. W. Norton & Company. 1971.

Shapiro Eli. Destructive Cultism. American Family Physician. February. 1977.

Shapiro Francine & Forrest Margot. EMDR: The Breakthrough Therapy for Overcoming Anxiety, Stress, and Trauma. NY: Basic Books. 1998.

Singer Margaret. Coming out of the cults. Psychology Today. January 1979. Cults: What are they? Why now? Forecast for Home Economics. May/June 1979. Consultation with families of cultists. In: Wynne L.C., McDaniel S. H. and Weber Т. Т. Systems Consultation: A New Perspective/or Family Therapy. NY: Guilford Press, 1986.

Group Psychodynamics. In: Berkow Robert, ed. The Merck Manual of Diagnosis and Therapy. Rahway, NJ: Merck Sharp & Dohme Research Laboratories, 1987. Singer Margaret & West Louis J. Cults, Quacks and Non-Professional Therapies. Ire Comprehensive Textbook of Psychiatry. Vol. 3. Baltimore, MD: Williams and Wilkins, 1980.

Spero M. H. Psychotherapeutic procedure with religious cult devotees. The Journal of Nervous and Mental Disease. 1982.

Sprecher Paul. The Cult as a Total Institution: Perceptual Distortion, Consensual Validation, and Independent Decision Making. Delivered to the panel. Taking the Cult to Court, Conference on Law & Society. Washington D.C. June 13. 1987.

Skinner B. F. Beyond Freedom and Dignity. NY: Alfred A. Knopf, 1971.

Temerlin M. K. & Temerlin J. W, Psychotherapy cults: An latrogenic Perversion. Psychotherapy: Theory, Research and Practice. 1982.

Tobias Madeline & Lalich Janja. Captive Hearts, Captive Minds: Freedom and Recovery from Cults and Abusive Relationships. Alameda, CA: Hunter House, 1994.

Verdier Paul A. Brainwashing and the Cults. CA: The Institute of Behavioral Conditioning, 1977.

Watzlawick P. Weakland, J. & Fisch R. Change. NY: W. Norton, 1974.

West Louis Jolyon & Martin Paul. Pseudo-Identity and the Treatment of Personality Change in Victims of Captivity and Cults. In: Steven Jay Lynn and Judith Rhue, eds., Dissociation: Clinical and Theoretical Perspectives. NY: The Guilford Press, 1994.

West Louis Jo|yon. Contemporary Cults-Utopian Image, Infernal Reality. The Center Magazine. March/April. 1982.

West Louis Jolyon & Delgado Richard. Psyching Out the Cults' Collective Mania. Los Angeles Times. October 26. 1978.

Wilson Reid. Don't Panic: Taking Control of Anxiety Attacks. NY: HarperCollins, 1996.

Wolinsky Stephen & Ryan Margaret. Trances People Live: Healing Approaches in Quantum Psychology. Bramble Press, 1992.

Yapko Michael. Suggestions of Abuse; True and False Memories of Childhood Sexual Trauma. NY: Simon & Schuster, 1994.

Zablocki Benjamin. The Blacklisting of a Concept: The Strange History of the Brainwashing Conjecture in the Sociology of Religion, Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions. Vol. 1. No1. October. 1997.

Zeig Jeffrey. Ericksonian Approaches to Hypnosis and Psychotherapy. NY: Brunner/Mazel, 1982.

Zimbardo Philip. The Psychology of Mind Control. Palo Alto, CA: Stanford University Course Reader, 1996.

Now that cognitive science has put the head back on the body of psychology, we might consider implanting a little soul. Psychology Today. May. 1982.

Zimbardo Philip & Ebbeson Ebbe B. Influencing Attitudes and Changing Behavir Reading, MA: Addison-Wesley, 1970.

РЕЛИГИОЗНЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПОДХОД

Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995.

Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. Нижний Новгород, 2000.

Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1993.

Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.

Миссионерское обозрение. (Православный журнал, почти в каждом номере есть статьи и публикации по деструктивным культам как обзорного характера, так и по конкретным группам). Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.

Ли Ричард, ХиндсонЭд. Ангелы обмана. Москва: Протестант, 1994.

Тоталитарные секты: свобода от совести. М., 1997.

American Bible Society. The Holy Bible. Revised Standard Edition, 1994

Batchdor Stephen. Buddhism Without Beliefs: A Contemporary Guide to Awakening. NY: Riverhead Books, 1997.

Bjornstad James. The Moon is Not the Son. Minneapolis, Minnesota: Bethany Fellowship, Dimension Books, 1976.

Burks Ron & Vickie. Damaged Disciples: Casualties of Authoritarian Churches and the Shepherding Movement. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1992.

Bussell Harold. Unholy Devotion: Why Cults Lure Christians. Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1983.

Cohen Daniel. The New Believers: Young Religion in America. NY: Ballantine Books, 1975.

Eisenberg Gary D. Smashing the Idols: A Jewish Inquiry into the Cult Phenomenon. Northvale, NJ: Jason Aronson, 1988.

Enroth Ronald. Churches That Abuse. Grand Rapids, MI:. Zondervan, 1992.

Youth, Brainwashing and the Extremist Cults. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1977.

Groothius Douglas R. Unmasking the New Age: Is there a New Religious Movement Trying to Transform Society? Downers Grove,. IL: InterVarsity Press, 1986.

Hunt Dare. The Cult Explosion. Irvine, CA: Harvest House, 1980.

James William. Varieties of Religious Experience. Britain: Fontana, I960

Komfield Jack. A Path With Heart: A Guide Through the Perils and Promises of Spiritual Life. NY: Bantam Doubleday, 1993.

Langford Harris. Traps: A Probe of those Strange New Cults. Decatur, GA: Presbyterian Church of America, 1977.

Larsen Bob. Larson's Book of Cults. CA: Tyndale House, 1982.

LeBar Reverend James J. Cults, Sects, and the New Age. Huntington, IN: Our Sunday Valor, 1989.

LeShan Lawrence. How to Meditate: A Guide to Self-Discovery. NY: Bantam Books, 1984.

Levitt Zola. The Spirit of Sun Myung Moon. Irvine, CA: Harvest House, 1976.

MacCoilum Joel A. Carnival of Souls. NY: Seabury, 1978.,

Martin Paul. Cult Proofing Your Kids. Grand Rapids, MI: Zondervan, 1993.

Martin Rachel. Escape: The True Story of a Young Woman Caught in the Clutches of a Religious Cult. Denver, CO: Accent Books, 1979.

Martin Walter. The New Cults. Santa Ana, CA: Vision House, 1980.

Kingdom of the Cults. Minneapolis, MN: Bethany House, 1984.

May Rollo. Man's Search for Himself. NY: Delta Books, 1978.

Needleman Jacob & Baker George, eds. Understanding the New Religions. NY: The Seabury Press, 1978.

Smith Huston. The Worlds Religions. CA: Harper San Francisco, 1992.

Surya Das Lama. Awakening the Buddha Within: Tibetan Wisdom for the Western World. NY: Broadway Books, 1998. Yamamoto J. Isamu. The Puppet Master: A Biblical Perspective and Inquiry into Sun Myung Moon. Downers Grove, IL.: InterVarsity Press, 1977.

Yeakley Flavil R., ed Norton Howard W. & Vinzant Gene & Done E. The Discipling Dilemma. Nashville, TN, Gospel Advocate Press, 1988.

ПОЛИТИКА

Clarksan Frederick. Eternal Hostility: The Struggle between Theocracy and Democracy. Monroe, ME: Common Courage Press, 1997.

Diamond San. Spiritual Warfare: The Politics of the Christian Right. Boston, MA: South End Press, 1989.

ПРАВО

Религиозное законодательство в России и за рубежом // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1999. No 1 (2).

Якунин и секты против Дворкина и Русской Православной Церкви: Сборник материалов судебного процесса. М,, 2000.

American Bar Association Commission on Mental Health and Physical Law. Cults in American society. Cultic Studies Journal, 12 (1). Anthony Dick & Bobbins Thomas. Law, social science and the "brainwashing" exception to the First Amendment, Behavioral Sciences and the Law, Vol. 10, 1992.

Aronin Douglas. Cults, deprogramming, and guardianship: A model legislative proposal. Columbia Journal of Law and Social Problems, 17, 1982.

Assembly of the State of New York. Public Hearing on the Treatment of Children by Cults, August 9-10, 1979.

Brandon Thomas S. New religions, conversions, and deprogramming: New frontiers of religious liberty. The Center for Law and Religious Freedom, January 1982.

Delgado Richard. Religious Totalism: Gentle and Ungentle Persuasion Under the First Amendment. Southern California Law Review, Volume 51, Number 1, 1977.

Ascription of criminal states of mind: Toward a defense theory for the coercivefy persuaded ("brainwashed") defendant. Minnesota Law Review, Vol. 63, No 1. November, 1978.

Religious fatalism as slavery. New York University Review of Law and Social Change, 1979-80.

A response to Professor Dressier. Minnesota Law Review. Vol. 63, No 2. January, 1979.

Cults and Conversion: The Case for Informed Consent. Georgia Law Review, Volume 16, No 3. Spring 1982.

When religious exercise is not free: Deprogramming and the constitutional status of coercivefy induced belief. Vanderbilt Law Review. 1984.

Dressier Joshua. Professor Delgado's "brainwashing" defense: Courting a determinist legal system. Minnesota Law Review. Driesen George & Georgiades Peter. Comments on Slender Article. Cultic Studies Journal. Vol. 4. No 1. Greene Ford. Appellant Molko's Response to Briefs by Amicus Curiae National Council of Churches of Christ, Christian Society, and the American Psychologica Association. Supreme Court of the State California. March 18, 1987.

Greene Robert H. People v. religious cults: Legal guidelines for criminal activities, tort liability, and parental remedies. Suffolk University Law Review. Hansen Susan. Did Scientology Strike Back? " merican Lawyer, June 1997.

Kandel Randy & Francis. Litigating the Cult-Related Child Custody Case". Cultic Studies Journal, Vol. 4, No2. Vol. 5, No 1. Double Issue. Karlin Robert A. & Ome Martin T. Hypnosis and the latrogenic Creation of Memory: On the need for a per se exclusion of testimony based on hypnotically influenced recall. Cultic Studies Journal. Vol. 14, No 2 Landa Susan. Children and cults: a practical guide. Journal of Family and Law. 29, 1991.

Lemoutt John E. Deprogramming members of religious sects". Fordham Law Review, 1978.

Levy Lawrence, esq.. Prosecuting an Ex-Cult Member's Undue influence Suit, Cultic Studies Journal, Vol. 7, N9 1. Lncksted Orlin D. & MarteU Dale F. Cults: A conflict between religious liberty and involuntary servitude? FBI Law Enforcement Bulletin. 1982.

Nievod Abraham Ph. D., J. D. Undue influence in contract and probate law, Cultic Studies Journal, Vol. 10, N2 1. Robbing Thomas. Cults, brainwashing and deprogramming: The view from the law journals. Unpublished manuscript. Rosedale Herbert, esq. Women and Cults: A Lawyer's Perspective. Cultic Studies Journal, Vol. 12, No 2 Letter to Mr. Ira Glasser, Executive Director, American Civil Liberties Union, 1984.

Legal Analysis of Intent as a Continuum Emphasizing Social Context of Volition. Cultic Studies Journal, Vol. 6, No 1. Scheffin Alan W. False memory and Buridan's Ass: A Response to Karlin and Ome. Cultic Studies Journal, Vol. 14, No2 Trance on Trial. NY: Guilford Clinical and Experimental Hypnosis Series, 1989. (Другие работы Шефлина (Scheffin) см. в разделе "Психология"). Shapiro Robert N. "Mind control" or intensity of faith: The constitutional protection of religious beliefs. Harvard Civil Liberties Law Review, 1978.

Of robots, persons, and the protection of religious beliefs. Southern California Law Review, 1983.

Shepherd William C. The prosecutor's reach: Legal issues stemming from . the new religious movements. Journal of the American Academy of Religion. Singer Margaret, Ph. D. Undue Influence and Written Documents: Psychological Aspects. Cultic Studies Journal, Vol. 10, No 1. Slender Fay, esq. Some rigors of our times: The first amendment and real life and death. One ACLU member looks at Guyana, Nazis, and pornography. Cultic Studies Journal, Vol. 4, No 1. Unknown law student. Cults, deprogrammers, and the necessity defense. Michigan Law Review, Vol. 80, No 2 December, 1981.

Van Hoey Sarah. Cults in Court. CulticStudies Journal, Vol. 8, No 1. Wilshire David, MA, MP. Cults and the European Parliament: A Practical Political Response to an International Problem. Cultic Studies Journal, Vol. 7, No 1. Zoning Board of Appeals, Town of New Castle, New York, Society of Neighbors. Petition to Deny Application of the Moon Organization to Operate an Indoctrination Center; Legal Decision; Appendix and footnotes. Cults, deprogrammers, and the necessity defense. Michigan Law Review, Vol. 80.

 

АМВЭЙ (AMWAY)

Butterfield Steve. Amway: The Cult of Free Enterprise. Montreal, Quebec: Buffalo Black Rose Books, 1986.

Carter Ruth. Amway Motivational Organizations: Behind the Smoke and Mirrors. Winter Park, EL: Backstreet Publishing, 1999. Fitzpatrick Robert L. & Reynolds Joyce K. False Profits. Charlotte, NC: Herald Press, 1997.

 

ЭНДРЮ КОЭН И ФОНД МОКША (ANDREW COHEN AND MOKSHA FOUNDATION)

Tarlo Luna. The Mother of God. Brooklyn, NY: Plover Press, 1997.

 

АУМ СИНРИКЁ (AUM SHINRIKYO)

Kaplan David E. & Marshall Andrew. The Cult at the End of The World. NY: Crown, 1996. Ljfton Robert Jay. Destroying the World to Save In: Aum Shinrikyo, Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism. NY: Metropolitan Books, 1999.

Reid T. R. US. Visitors Boost Cause of Japanese Cult; Lawyer Says Police Imperil Religious Rights of Sect. Washington Post Foreign Service, May 9, 1995.

Watanabe Teresa. Alleged Persecution of Cult Investigated. Los Angeles Times, May 6, 1995.

 

ЧАРЛЬЗ МЭНСОН (CHARLES MANSON)

Atkins Susan & Slosser Bob. Susan Atkins: Child of Satan-Child of God. Plain-field, NJ: Logos International, 1977.

Bugliosi Vincent & Geeiry Curt. Heller Shelter: The True Story of the Manson Murders. NY: Bantam, 1974.

 

ДЕТИ БОГА/СЕМЬЯ ЛЮБВИ (THE CHILDREN OF GOD/FAMILY OF LOVE)

Davis Deborah Berg. The Children of God: The Inside Story. Grand Rapids, MI: The Zondervan Publishing House, 1984.

Kent Stephen A. Lustful prophet: a psychosexual historical study of the Children of God's leader, David Berg. Cultic Studies Journal, 11 (2), 1994.

McManus Una. Not for a Million Dollars. Impact Books, 1980.

Williams Miriam. Heaven's Harlots: My Fifteen Years As a Sacred Prostitute in the Children of God Cult. NY: William Morrow, 1998.

Wallerstein Herbert J. Final Report on the Activities of the Children of God to Honorable Louis J. Lefkowitz, Attorney General of the State of New York, Charity Frauds Bureau, September 30, 1974.

 

ДЭВИД КОРЕШ/ BAKO (DAVID KORESH/ WACO)

Breult Marc. Inside the Cult; A Members Exclusive Chilling Account of Madness and Depravity in David Koresh. NY: Signet Books, 1995.

Linedeeker Clifford L. Massacre at Waco, Texas: The Shocking Story of Cult Leader David Koresh and the Branch Davidians. NY: St. Martins Press, 1998.

Reavis Dick J. The Ashes of Waco: An Investigation. NY: Syracuse University Press Thibodeau David & Whiteson Leon. A Place Called Waco: A Survivor's Story. NY: 1999.

Wright Stuart A., ed. Armageddon in Waco: Critical Perspectives on the Branch Davi- dian Conflict. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1996. ЭКАНКАР (ECKANKAR) Lane David Christopher. The Making of a Spiritual Movement: The Untold Story of Paul Twitchell and Eckankar. Del Mar, CA: Del Mar Press, 1983.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЦЕРКОВЬ ХРИСТА (INTERNATIONAL CHURCH OF CHRIST)

Глушенков С. Я был в московской церкви Христа" // Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М.. 1995.

No 3 (6). Bauer Rick & Bauer Sarah. Toxic Christianity. Bowie, MD: Freedom House Ministries, 1994.

Giambalvo Carol & Rossdale Herbert, eds. The Boston Movement: Critical Perspectives on the International Churches of Christ. (2nd Edition) Bonita Springs, FL: American Family Foundation 1996.

Jones Jerry. What Does the Boston Movement Teach? Bridgeton, MO: Mid-America Book and Tape Sales, 1990.

 

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ (JEHOVAH'S WITNESSES)

Свидетели Иеговы // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1999.

 No 2 (3). Bergman Jerry R. Jehovah 's Witnesses and the Problem of Mental Health. Clayton, CA: Witness Inc. 1992.

Franz Raymond. Crisis of Conscience. Commentary Press, 1984.

In Search of Christian Freedom. Commentary Press, 1992.

Harrison Barbara Grizutti. Visions of Glory: A History and a Memory of Jehovah's Witnesses. NY: Simon and Shuster, 1978. Magnani Duane & Barrett Arthur. Dialogue with Jehovah's Witnesses. CA: Witness Inc. Penton James A. Apocalypse Delayed: The Story of the Jehovah's Witnesses. University of Toronto Press, 1985.

Reed David A. Blood on the Altar: Confessions of a Jehovah's Witness Minister. NY: Prometheus Press 1996.

Jehovah's Witnesses: Answered Verse by Verse Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1986.

Waiters Randall. Thus Saith the Governing Body of the Jehovah's Witnesses. Manhattan Beach, CA: Bethel Ministries, 1982, 1996.

 

КРИШНА (KRISHNA (ISKCON)

Кришнаиты в России // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 1998,

No 1. Daner Francine Jeane. The American Children of Krishna: A Study of the Hare Krishna Movement. NY: Holt, Rinehart and Winston, 1976.

Hubner John & Gruson Lindsey. Monkey on a Stick: Murder, Madness and the Hare Krishnas. NY: Harcourt, Brace & Jovanovich, 1988.

Levine Faye. The Strange World of Hare Krishna. NY: Fawcett, 1973.

Muster Nori. Betrayal of the Spirit: My Life Behind the Headlines of the Hare Krishna Movement. Chicago, IL: University of Illinois Press, 1996.

Yanoff Morris. Where is Joey? Lost among the Hare Krishnas. Chicago, IL: Swallow Press, 1981.

 

ЛЕНЦ (РАМА) (LENZ (RAMA)

Diamond David. "Street Brawl in the Twilight Zone". Wired Magazine, September 7, 1999.

Laxer Mark. Take Me For A Ride: Coming of Age in a Destructive Cult. Bowie, MD: Outer Rim Press, 1993.

Margulis Zachary. The Code Cult of the CPU guru. Wired Magazine, January 2, 1994.

 

ЛИНДОН ЛАРУШ (LYNDON LAROUCHE)

King Dennis. Lyndon LaRouche and the New American Fascism. NY: Doubleday, 1989.

 Get the Facts on Anyone. Arco Publications, 1999.

 

МЕССИАНСКИЕ ОБЩИНЫ (ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН - TWELVE TRIBES)

Pardon Robert & Barba Judith. Messianic Communities: Journey from Orthodoxy to Heresy. Lakeville, MA: New England Institute of Religious Research, 1995.

 

МИЛИЦИОННЫЕ ГРУППЫ И ГРУППЫ НЕНАВИСТИ

Dees Morris with Corcoran James.

Gathering Storm: America's Militia Threat. NY: HarperCollins, 1997. Noble Kerry. Tabernacle of Hate: Why They Bombed Oklahoma City. Prescott, Ontario: Voyageur Publications, 1998.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МУНА

Гандоу Т. Империя "преподобного" Муна. Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995.

Муниты в России // Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. 2000.

No 1 (4). Anderson Scott & Anderson Jon Lee. Inside the League. NY: Dodd Mead, 1986.

Boettcher Robert. Gifts of Deceit-Sun Afyung Moon, Tongsun Park and the Korean Scandal. NY: Holt, Rinehart and Winston, 1980.

Edwards Christopher. Crazy for God: The Nightmare of Cult Life. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc., 1979.

Freed Josh. Moonwebs: Journey into the Mind of a Cult. Toronto, Ontario: Dorset Publishing, 1980.

Greene Ford, esq. The Outline of Rev. Moon's Hand in Central America: The Unification Church, the World Anti-Communist League, CAUSA and John Singlaub. Unpublished manuscript, 1987.

Heftmann Erica. The Dark Side of the Moonies. Australia: Penguin Books, 1982.

Hong Nansook. In: The Shadow of the Moons. NY: Little Brown, 1999.

Horowitz Irving Louis, ed. Science, Sin and Scholarship: The Politics of Reverend Moon and the Unification Chiach. Cambridge, MA: The MIT Press, 1978.

Investigation of Korean-American Relations. Report of the Subcommittee on International Organizations. U. S. Government Printing Office. Stock number 052-070-04729-1. October 31, 1978.

Kempennan Steve. Lord of the Second Advent. Ventura, CA: Regal Books, 1981.

Lofland John. The Doomsday Cult. NY: Irvington Publishers, 1977. Parry Robert. The Dark Side of Rev. Moon: Buying the Right. Consortium News, 1997.

Racer David G. Not for Sale: The Rev. Sun Myung Moon and One American's Freedom. St. Paul, MN: Tiny Press, 1989

Underwood Barbara and Underwood Betty. Hostage to Heaven: Four Years in the Unification Church by an Ex-Moonie and the Mother Who Fought to Free Her. Portland, OR: ClarksonN. Potter, 1979.

 Wood Alien Tate & Vitek Jack. Moonstruck: A Memoir of My Life in a Cult. NY: William Morrow & Company, 1979.

U. S. v. Sun Myung Moon and Takeru Kamiyama (Moon conviction of conspiracy and filing false tax returns, Kamiyama of aiding and abetting filing of false returns, obstruction of justice and perjury) 718 Federal Reporter, 2nd Series NoNo 755, 765, 766, 1153, Dockets 82-1275, 82-1279, 82-1277, 82-1357 and 82-1387 United States Court of Appeals, Second Circuit. Argued March 23rd, 1983. Decided Sept. 13, 1983.

 

МОРМОНЫ (ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ)

Дворкин А. Л. Пророки боги мормонов. . М., 1999.

Heinerman John & Shupe Anson D. TheMormon Corporate Empire. Boston, MA: Beacon Press, 1985. Wise William. Massacre at Mountain Meadows. NY: Thomas Crowell, 1976.

 

MSIA И ДЖОН-РОДЖЕР (JOHN-ROGER)

McWilliams Peter. LIFE 102: What to Do When Your Guru Sues You. Los Angeles, CA: Prelude Press. 1994.

(Есть на свободном доступе в Интернете.)

 

НАРОДНЫЙ ХРАМ (THE PEOPLE'S TEMPLE) И ДЖИМ ДЖОНС (JIM JONES)

Kilduff Marshall & Javers Ron. The Suicide Cult: The Inside Story of the Peoples Temple Sect and the Massacre in Guyana. NY: Bantam Books, 1978.

Layton Deborah. Seductive Poison: A Jonestown Survivor' Story of Life and Death in the Peoples Temple. Anchor Books, 1998.

Mflls Jeannie. Six Years With God. NY: A & W Publishers, 1979.

Reitcrman Tim & Jacobs John. Raven: The Untold Story of the Rev. Jim Jones and His People. NY: Dutton, 1982.

White Mel. Deceived: The Jonestown Tragedy. Old Tappan, NJ: Fleming H. Revel Company, Spire Books, 1979.

Wooden Kenneth. The Children of Jonestown. NY: McGraw-Hill, 1981.

 Yee Mid S., Layton Thomas N. Ire My Father' House: The Story of the Layton Family and the Reverend Jim Jones. NY: Holt, Rinehart and Winston, 1981.

 

РАДЖНИШ (ОШО)

Belfrage Sally. Flowers of Emptiness: Reflections on an Ashram. NY: Seaview Books, 1980.

Gordon James S. The Golden Guru: The Strange Journey of Bhagwan Shree Rajneesh. Lexington, MA: The Stephen Greene Press, 1987.

McCormick Win, ed. The Rajneesh Chronicles Portland, OR: New Oregon Publishers, 1987.

Milne Hugh. Bhagwan: The God That Failed. NY: St. Martin's Press, 1987.

StreUey Kate. The Ultimate Game: the Rise and Fall of Bhagwan Shree Rajneesh. NY: Harper & Row, 1987.

 

САЙ БАБА (SAI BABA)

Beyerstein Dale, ed. Sal Baba's Miracles: An Overview. India: Skeptics, 1994.

Premanand B. Science Versus Miracles. India: Skeptics, 1994.

 

САТАНИСТСКИЕ КУЛЬТЫ

Kahaner Larry. Cults that Kill: Probing the Underworld of Occult Crime. NY: Warner Books, 1988.

Kent Stephen A. Deviant scripturalism and ritual satanic abuse. Part one: possible judeo-christian influences. Religion, 23. 1993.

Port two: possible masonic, mormon, magick, and pagan influences. Religion, 1993.

Lyons Arthur. Scion Wants You: The Cult of Devil Worship in America. NY: The Mysterious Press, 1988.

Scott Gini G. The Magicians: A Study of Power in a Black Magic Group. Oakland, CA: Creative Communications Press. Smith Margaret. Ritual Abuse: What It Is, Why It Happens and How to Help. CA: Harper San Francisco, 1993.

Terry Машу. The Ultimate Evil. NY: Doubleday & Co., 1987.

Wanike Mike. The Satan Seller. Plainfield, NJ: Logos International, 1972.

 

САЙЕНТОЛОГИЯ (SCIENTOLOGY)

Анти-Саентология. Критика доктри-нальных основ и технологий хаббардизма. СПб.: Изд. центр СПбГМТУ, 1999.

Капкан безграничной свободы: Сборник статей о сайентологии. М., 1997. Atack Jon. A Piece of Blue Sky: Scientology, Dianetics and L. Ron Hubbard Exposed. NY: Lyle Stuart, 1990.

Behar Richard. Scientology: The Thriving Cult of Greed and Power. Ruined lives. Lost fortunes. Federal crimes. Scientology poses as a religion but really is a ruthless global scam - and aiming for the mainstream. TIME magazine, May 6, 1991.

 Brown JaneSk, A Web of their own: Scientologists say their Internet filter protects the faithful. Critics call it 'cult mindcontrol'. Salon Magazine, July 15, 1998.

Cooper Paulette. The Scandal of Scientology. NY: Tower Publications, 1971.

Corydon Bent & Hubbard L. Ron Jr. L. Ron Hubbard: Messiah or Madman? Secaucus, NJ: Lyle Stuart, 1987.

Evans Dr. Christopher. Cults of Unreason. NY: Delta, 1973.

Kaufman Robert. Inside Scientology. NY: Olympia, 1972.

Kent Stephen A. The Globalization of Scientology: Influence, Control and Opposition in Transnational Markets, Religion Article number 1998. 0154, 1999.

Available at www.idealibraiy.com Lament Stewart. Religion, Inc. London: Harrap, 1986. Maiko George. Scientology - The Now Religion. NY: Delacorte Press, 1970.

Miller Russell. Bare Faced Messiah: The True Story of L. Ron Hubbard. Great Britain: Penguin Books Ltd., 1987.

 Vosper Cyril. The Mind Benders: The Book They Tried to Ban. Great Britain: Neville Spearman Ltd., 1973.

Wallis Roy. The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology. NY: Columbia Univercity Press, 1977.

 

СОКАГАККАЙ (SOKA GAKKAI, РАНЕЕ - NSA)

Batchelor Stephen. The Awakening of the West: The Encounter of Buddhism and Western Culture. Berkeley, CA: Parallax Press, 1994.

Fujiwara Hirotatsui. / Denounce Soka Gakkai. Tokyo, Japan: Nisshin Hodo Co. 1970.

Kitagawa Joseph H. Religion in Japanese History. NY: Columbia University Press, 1966, 1990.

Torn Reverend Kudo. ... the background, meaning, content and spirit-. Kando Tono, PO Box 1868, Grand Central Station, New York, NY: 10163, 1981.

 

СИНАНОН (SYNANON)

Gerstel David U. Paradise Incorporated: Synanon. Novato, CA: Presidio Press, 1982.

Mitchell Dave & Cathy & Ofshe Richard. The Light on Synanon. Seaview Books, 1980.

Yablonsky L. The Tunnel Back: Synanon. NY: Macmillan, 1965.

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ (TRANSCENDENTAL MEDITATION)

Lazarus A. Psychiatrfc problems precipitated by transcendental meditation. Psychological Reports, 1976.

Persinger Michael A., Carrey Normand J. & Suess Lynn A. TM and Cult Mania. North Quincy, MA: The Christopher Publishing House, 1980.

Scott R. D. Transcendental Misconceptions. San Diego, CA: Bobbs-Merrill Co, 1978.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПУТЬ (THE WAY INTERNATIONAL) Morton Douglas V. & Juedes John P. The Integrity and the Accuracy of the Way's Word. St. Louis, MO: Personal Freedom Outreach, 1980.

Williams J. L. Victor P. Wierwille and the Way International. Chicago, IL: Moody Press, 1979.

 

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В РОССИИ И СНГ

СВЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ И СПЕЦИАЛИСТЫ

Волков Евгений Новомирович, психолог, консультант и эксперт по проблемам психологического насилия. а/я 586, Нижний Новгород, 603000, Россия тел. /факс: (8312) 32-79-21, 33-83-49 ' volken@mail. ru http://www.people.nnov.ru/volkov

Государственное учреждение Городской центр "Семья" Лапан Виктор Борисович, директор Рычкова Валерия Александровна, консультант ул. Социалистическая, д. 5 Санкт-Петербург, 197000, Россия Тел. (812) 113-13-19 (с 10.00 до 21.00), (812) 113-32-65 (с 10.00 до 18.00).

Прокопишин Ростислав Александрович, сотрудник Института психологии РАН (Москва), консультант по деструктивным культам Тел. /факс: (095) 282-05-22. rost@psychol. ras. ru Агентстве исследования и предовращения мошенничества Скородумов Александр Александрович, кандидат психологических наук, консультант и эксперт по психологической безопасности а/я 334, Санкт-Петербург, 196084 Тел. /факс (812) 327-87-30 scorodumowd@mail. ru

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕНТРЫ

Информационно-консультативный Центр священномученика Иринея en. Лионского Дворкин Александр Леонидович, зав. центром. ул. Погодинская, д. 20, корп. 2, Москва, 119435, Россия Тел. /факс: (095) 246-25-35. iriney@vinchi. ru http://iriney.vinchi.ru

Центр по вопросам сектантства во имя святого благоверного князя Александра Невского Александр Новопашин, протоиерей, зав. центром, ул. Советская, 1-А, Новосибирск, 630007, Россия. Тел. /факс: 8- (3832)-23-83-49

Центр святителя Марка Эфесского Александр Шабанов, протоиерей, зав. центром. ул. Софии Перовской, 11, Тверь, 170006, Россия. Тел.: (0822) 33-12-08 (Епархиальное управление); 55-77-19 (храм Воскресения Христова).

Миссионерский отдел Екатеринбургской Епархии Владимир Зайцев, иерей, руководитель отдела. ул. Репина, 6а, Екатеринбург, 620085, Россия Тел.: (3432) 235-378.

Информационно-консультационный центр во имя преподобного Иосифа Волоцкого при Белорусском Экзархате Владимир Александрович Мартинович, координатор центра. ул. Раковская, 4, Минск, 220004, Беларусь или а/я 205, Минск, 220073, Беларусь. Тел.: (017) 206-44-12. nrm@open. by

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ

Литва

Центр духовного здоровья Казимирас Андрюшкявичус, руководитель центра. Visu Sventuju g. 1, Vilnius, 2001 Тел.: (01522) 61-74-34 61-74-14

Латвия

Латвийский комитет по борьбе с деструктивными культами и тоталитарными сектами Тел.: 00371-915-41-15 (- 371-915-41-15) pavelkr@yandex. ru

КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В США

Это - лишь неполный список ресурсов в Соединенных Штатах. Чтобы получить самую последнюю информацию, обращайтесь, пожалуйста, на наш сайт в Интернете. Если вам нужна помощь, я настоятельно рекомендую, прежде чем звонить или отправлять электронную почту, сначала прочтите информацию на ключевых сайтах. Людей и организаций помощи слишком мало, чтобы справляться с этой огромной проблемой.

Институт свободы сознания Ресурсный центр свободы сознания Freedom of Mind Institute Freedom of Mind Resource Center, Inc. PO Box 45223, Somerville, MA 02145- 0002 617-628-9918 www.freedomofmind.org

Фонд Лео Дж. Района Leo J. Ryan Foundation PO Box 1180 Bridgeport, CT 06601-1180 203-338-9776 www.cultinfo.org help@cultinfo. org Американский семейный фонд American Family Foundation (AFF) PO Box 413005, Suite 313 Naples, FL 34101-3005 Tel: (941) 514-3081 www.csj.org

Фонд Лайзы Макферсон The Lisa McPherson Trust PO Box 191 Clearwater, FL 33757-0191 www.lisamcphersontrгst.net ed@lisamcphersontrust. net

Служба информации о культах в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси Cult Information Service - New York New Jersey POBox867 Teaneck, NJ 07666 201-833-1212 www.members.aol.com/shaw-dan/cis.htm

Еврейский совет служб помощи семьям. Клиника по лечению последствий пребывания в культах Арнольд Марковиц Arnold Markowitz Jewish Board of Family Services Cult Clinic 120 West 57th St. NY, NY 10019-3371 212-632-4640

Новоанглийский Институт религиозных исследований (в проекте - приют и реабилитационный центр) Преподобный Боб Пардон (прошел подготовку по ПСВ, имеет традиционную христианскую ориентацию) The New England Institute of Religious Research. (In construction - Retreat and Recovery Center). Reverend Bob Pardon PO Box 878 Lakeville, MA 02347-0878 508-947-9571 www.ultranet.com/~neirr/ neirr@neirr. org

Веллспрингский приют и реабилитационный центр Пол Мартин, Ph. D. Paul Martin, Ph. D. Wellspring Retreat and Resource Center PO Box 67 Albany, OH, 45~710 740-698-6277 www.wellspriagretreat.org ltz@wellspringretreat. org

Моника Пиньотти Monica Pignotti, MSW New York, NY 212-683-0378 pignotti@worldnet. att. net RETIRN (терапия возвращения, информация и сеть адресов, куда можно обратиться за помощью) Стив Дуброу-Айхель, Ph. D. Steve Dubrow-Eichel, Ph. D. RETIRN - Re-Entry Therapy, Information, and Referral Network 9877 Veree Road Philadelphia, PA 19115 215-698-8900 www.retirn.com (http://users.snip.net/~drsteve ) steve@retirn. com sde@vpsych. com

Джо Сцимхарт Эксперт по культам, консультант по выходу, консультант по средствам массовой информации Joe Szimhart Cult Expert, Exit Counselor, Media Consultant 610-326-2322 www.users.fast.net/~szimhart szimhart@fast. net Общинные ресурсы но влиянию н контролю (CRIC)

Джанья Лалич Janja Lalich Community Resources on Influence & Control (CRIC) POBox 1199 Alameda. CA 94501 510-522-56 janja@crl. com

Доктор Карен Магариан Консультирование для женщин по проблемам духовности Dr. Karen Magarian Womanspirit Consulting PO Box 25978 Los Angeles, CA 90025 888-WMN-SPRT

Ресурсный центр религиозного движения Хэл Мэнсфилд Hal Mansfield Religious Movement Resource Center 629 S Howes Street Fort Collins, CO 80521 970-490-2032 www.lamar.colostate.edu/~ucm/rmrcl.htm  intrader@pageplus.сom

Специалисты по расследованиям

Лэрри Зиляиокс, частный следователь Larry Zilliox - Private Investigator Investigative Research Specialists 1390 Chain Bridge Rd. #10 McLean, VA 22101 703-356-5922 zilliox@aol. com

Институт по исследованию групп Черил Ларсен Cheryl Larsen Group Research Institute PO Box 136 New York, NY 10009 www.groupresearch.org

Образовательный фонд Джеймса Рэнди The James Randi Educational Foundation 201 S.E. 12th St. Fort Lauderdale, FL 33316-1815 954-467-1112 www.randi.org  jref@randi.org 

Братство Стражей Контркультовая помощь на основе традиционного христианства. Watchman Fellowship - A mainstream Christian counter-cult resource. P.O. Box 13340 Arlington, Texas 76094 Voice: 817-277-0023 www.watchman.org/  towfi@aol.com  Билл и Дорна Голдберги Bill and Lorna Goldberg, MSWs 201-894-8515 www.blgoldberg.com  blgoldberg@aol.com.


[1] Вопреки разоблачениям, согласно которым ФБР применяло зажигательные бомбы против поселения сектантов Ветви Давидовой, даже президент Соединенных Штатов Билл Клинтон высказался в том духе, что он не понимает, почему люди так расстроились "из-за самоубийства кучки религиозных фанатиков". The New York Times. 1999. August 31.

[2] Боюсь, что из трагедии в Вако было извлечено слишком мало уроков. Через шесть лет после нападения и осады, осуществленных правительством и приведших к гибели в огне мужчин, женщин и детей, ответственное расследование все еще не проводилось. Мои усилия во время осады наталкивались на полную глухоту. Офис конгрессмена Джо Кеннеди отправил письма директору ФБР Сешензу и специальному агенту Джамару, командовавшему операцией, предлагая побеседовать со мной. Офис генерального прокурора Массачусетса Скотта Хершбергера отправил факсом генеральному прокурору Рено написанное мной письмо, предупреждающее об опасности ситуации и предлагающее конкретные альтернативы за несколько недель до финального смертоносного штурма. Как сообщают, экземпляр моей книги "Борьба против культового контроля сознания" был передан Элеанорой Ачесон советнику президента Вебстеру Хаббеллу более чем за неделю до последней атаки. В телевизионных выступлениях и в лекции в Гарварде в 1994 году я подробно рассказал, что можно было сделать, чтобы мирно выйти из тупика. Через шесть лет я так и не дождался хотя бы телефонного звонка от кого-либо из представителей власти, спрашивающих о моей точке зрения. Расшифровка моей гарвардской лекции находится в Интернете по адресу www.freedomoftnind.com

[3] Бывшие сайентологи и заинтересованные граждане собираются 5 декабря отмечать день рождения Лайзы Макферсон. Церковь сайентологии была обвинена штатом Флорида в правонарушении на основании обвинений, связанных с безвременной смертью этой женщины. Формально эта организация обвиняется в насилии и/или халатном отношении к инвалиду и в занятиях медицинской деятельностью без лицензии. Когда выходил второй тираж этой книги, медицинский эксперт Бонни Вудс изменила свое мнение и утверждает теперь, что это был несчастный случай. Вскоре ожидается решение суда о том, будут ли сняты уголовные обвинения. Даже если штат откажется от обвинений в преступления, последует гражданский иск. Был организован Фонд Лайзы Макферсон в ее честь. Смотрите раздел "Куда обратиться за помощью" в конце этой книги или сайт в Интернете www.lisamcphersontrust.org

[4] Martin Paul, Langone Michael, Dole Arthur & Wiltrout J. Post-cult symptoms as measured by the MCMI before and after residential treatment // Cultic Studies Journal. 1992. 9.

[5] Behar Richard. Scientology: The Thriving Cult of Greed and Power. Ruined lives. Lost fortunes. Federal crimes. Scientology poses as a religion but really is a ruthless global scam. Aiming for the mainstream, Time Magazine, May 6, 1991.